
Финальный матч мужского волейбольного турнира Олимпиады-2012 в Лондоне – одна из самых захватывающих спортивных историй последних десятилетий. Сборная России, проигрывая супер-бразильцам 0:2 по партиям и 19:22 в третьем сете, отыграла два матчбола, взяла три сета подряд и стала олимпийским чемпионом.
«Небываемое бывает» — и очевидно, что эта невероятная и достоверная история неизбежно стала фильмом. Прошло одиннадцать лет после триумфа, и он появился.
В центре повествования – юность будущего главного тренера этой сборной. Середина восьмидесятых годов, небольшой белорусский город. Трудный подросток Владимир Алекно принимает решение: присоединиться к своим сверстникам-хулиганам или отправиться на тренировку.
Судя по тому, что последует, выбор оказался верным. Следующие события развиваются достаточно быстро.
Спортивный интернат Минска, Московский ЦСКА. Развал СССР привел к тому, что Владимир Алекно стал игроком французского клуба «Тур» (путем транзита через Болгарию и Италию, о чем в фильме умолчано). Тяжелая травма вынудила игрока стать тренером, и под его руководством «Тур» выиграл чемпионат Франции.
Возвращение в Россию (хотя, строго говоря, реальный Алекно покидал в 1991 году не Россию, а Белоруссию, а в фильме он уезжает из Москвы – столицы разваливающегося СССР). Бронза на Олимпиаде-2008. Работа в казанском «Зените». Матч в Лондоне.
Фильм — иллюстрированная биография Владимира Алекно (на фото). В таком случае нужно предупредить, что концепция изменилась, и не стоит позиционировать кино как повествование о знаменитом финале; в конце концов, его выиграл не только главный тренер, но и штаб ( об этом вообще в фильме ни слова, ни кадра) , а также – если кто не знает – игроки.

Если речь идет о биографии великого человека, а не о победе, то она написана слишком быстро и поверхностно, с многозначительными намеками, доступными лишь узкому кругу.
В фильме большую часть времени уделяется молодая женщина-реабилитолог, которая помогала Алекну в восстановлении во Франции после травмы. Как это связано с финалом?
Фильм страдает от плохого сценария и неудачных актерских кастингов. За каждым выдающимся мужчиной, по-видимому, должна стоять не менее выдающаяся женщина. Однако, глядя на Юлию Иллину, играющую супругу Владимира Алекно как успешную гопницку с человеческим лицом, в это сложно поверить.
Многие хвалят игру Дениса Шведова, но такого тренера в спорте нет. Он так вяло объясняет ошибки игроков в финальной игре, что кажется, он уснет прямо во время речи. Так Олимпиады не выигрывают, «так играть нельзя».

Президент России, бывший спортсмен, после финала шутливо упрекнул Алекно за экспрессивную лексику в прямом эфире. Создатели будто бы этого эпизода вообще не заметили.
В второстепенных ролях снимаются замечательные и даже выдающиеся актеры: Александр Лыков, Александр Семчев, Игорь Костолевский, Сергей Газаров, Сергей Шакуров, Ирина Пегова, Игорь Миркурбанов. Однако им не дано развернуться в своих ролях. Каждый по-своему старается, но отдельные эпизоды не составляют единого повествования. Вопрос остается: зачем всё это? Для кого?
Кино – искусство синтетическое, создающее истории и передающее послания с помощью литературы, изобразительных образов, театральных элементов, музыки, компьютерной графики и других средств. Но о чём именно эта история?
Главное, что приходит в голову – это умение снимать спортивные моменты прекрасно (операторы Андрей Найдёнов и Дмитрий Трифонов). Что же заставляет людей рисковать здоровьем ради победы в таких матчах (практически все играли тот матч с травмами и потом долго лечились)? Зачем все эти прыжки в ширину?

В финале, неожиданно для сюжета, звучит песня «С чего начинается Родина» (женский вокал и детский хор), что восприметёт как оскорбление каждый, кто помнит исполнение Марка Бернеса.
В каком месте упоминается родина? Полоцк? Москва? Казань? Белоруссия? СССР? Россия? Или французский город Тур из фильма, где после травмы с прогнозом «не факт, что будет ходить» человека бескорыстно поставили на ноги, взяв на себя все расходы?
Бог – не трус, а мастер сюжета, и тот матч 2012 года был совершенным драматическим произведением. Нам внезапно решили показать кино об этом шедевре. Получилось как в анекдоте про Рабиновича, который спел Карузо.
Справка о фильме «Финал»
Режиссер: Зеленов, Пресняков-отец и Пресняков-сын.
Сценарий: Владимир Пресняков, Олег Пресняков
Продюсер: Андрей Крылов, Александр Уманский, Виктория Рунцова и другие.
Оператор: Андрей Найденов
Композитор: Александра Магакян
Художник: Роман Михеев, Екатерина Павелко, Гуля Бейшенова и другие.
Возрастное ограничение: 12+
Длительность: 1 ч 31 мин
Изображение: DPA; кадры из официального трейлера фильма «Финал».