23 февраля в Доме дружбы Махачкалы показали спектакль «Охота на мужчин» – постановку классической итальянской комедии. На афише указано ограничение – 16+. В одной из сцен героиня, раздевшаяся до боди, пытается соблазнить героя.
Судя по видео из Дома дружбы, публика не находит ничего оскорбительного в сцене. А боец Хабиб Нурмагомедов, выступающий на более многочисленную аудиторию в более откровенном наряде, нашел. Он назвал спектакль «порнографией» и «оскорблением», спросил в «Инстаграме» у властей Дагестана: «Вы что, хотите, чтобы люди вышли на улицу?»
«Потребуй от судей, чтобы все бойцы хотя бы рубахи надели!» Садальский против Хабиба
Актер спектакля «Охота на мужчин» извинился и рассказал об угрозах после обвинений Хабиба в аморальности постановки
«Если вы думаете, что все закончится постами в соцсетях, вы ошибаетесь». Хабиб угрожает правительству Дагестана из-за «аморального» спектакля
Не приведет ли реакция людей на критику Хабиба к культурной изоляции Дагестана? Действительно ли сцена из спектакля оскорбительна для дагестанцев? Или Хабиб хочет видеть дагестанцев такими?
Эти вопросы корреспондент «Спорта День за Днем» задал экс генеральному директору «Анжи» Олегу Флегонтову.
– У каждого есть свое мнение. Хабиб высказал свое мнение, не мне судить, правильное оно или нет, – начал Флегонтов.
– Хабиб спросил у властей Дагестана: «Вы хотите, чтобы люди вышли на улицу?» Люди действительно могут выйти на улицы после сообщения бойца?
– Об этом очень сложно рассуждать. Но Хабиб действительно очень популярен в Дагестане и на Кавказе в целом. Я с этим столкнулся, когда он приехал на «Анжи Арену». Пятнадцать тысяч человек ждали его приезда поздно вечером в течение нескольких часов. Стадион заполнился практически на три четверти, что не удавалось сделать ни на одном футбольном матче «Анжи» в премьер-лиге. Не берусь сказать, выйдут люди на улицы или нет. Но раз он так считает, то вполне может быть… Для Дагестана он, конечно, культовая личность.
– В Министерстве культуры Дагестана сказали, что будут следить за мероприятиями, актер из труппы принес извинения. Почему формат публичных извинений популярен на Кавказе? Это нормально?
– Я проработал там полгода. Я не уроженец Дагестана, не возьмусь объяснить. Мне работалось комфортно, но постичь дух дагестанцев полностью не смог. В этой ситуации люди, наверное, посчитали, что неправы, поэтому и решили извиниться.
– В их сторону посыпались угрозы после послания Хабиба.
– Естественно, угрозы – это неправильно. Я читал пост Хабиба. Он не угрожал актерам и не призывал угрожать им. Он обращался к руководству республики, депутатам. Это его частное мнение.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Спорт День За Днем (@sportsdailyru)
– Видимо, другие дагестанцы восприняли мнение так.
– Очевидно. Но это опять же говорит о его популярности. К сожалению, я с ним близко не знаком. Нас только представили друг другу. Но мне он показался очень адекватным, скромным и воспитанным человеком. То, что нашлись люди, которые интерпретировали его комментарий по-своему и начали угрожать, – не вина Хабиба. Не думаю, что он хотел этого.
– Вас это не пугает? Человек, далекий от политики, юриспруденции, искусства, высказался в «Инстаграме». Министерство культуры отреагировало, актеры приносят извинения. Не много ли Хабиб на себя берет?
– Он же не первый раз высказывается на эту тему. Он высказывался на тему выступления артистов в регионе. Он дагестанец, душой болеет за республику. Вы можете считать это правильным, я – неправильным. Или наоборот. Любой человек имеет право высказать свою точку зрения.
– Конечно.
– Точка зрения Хабиба интересна дагестанцам. Я не вижу, что его слова идут в противовес общественному мнению.
– Искусство можно подвергать цензуре?
– А почему нет? Допустим, я иду на спектакль, в нем мне что-то нравится или не нравится, но не пишу в «Инстаграме» свое мнение. Хабиб же решил написать. Это его право. Он высказался не как культуровед, а как человек, увидевший спектакль, как обычный зритель. Наверное, он недооценил реакцию сограждан из-за своей популярности.
– Действительно, спектакль, в котором актриса надела боди для одной из сцен, оскорбителен для дагестанцев? В этом субъекте РФ действительно строгие нравы? Или такими дагестанцев хочет видеть Хабиб?
– Сложно сказать. В республике, конечно, есть своя культура и особенности, религия накладывает отпечаток. Но мне не приходилось сталкиваться с какой-то особой реакцией. Мне казалось, что люди, с которыми я общался, оценивают подобные вещи проще, чем Хабиб. У меня не сложилось мнения, что люди в Дагестане какие-то особенные. Если что-то и можно отметить, то только то, насколько они хлебосольные. Да, есть достаточно религиозные люди, но на отношениях между нами это никак не сказывалось. Мне кажется, что такая реакция – больше восприятие Хабиба. Он так видит жизнь.
– Эти запреты могут привести к культурной изоляции Дагестана? Актер спектакля Иван Жидков написал: «Нас пригласили, мы с радостью приехали. То, что произошло, думаю, заставит задуматься о цензуре многих, кто захочет организовать концерт или спектакль в Дагестане».
– Не думаю. Там живут адекватные люди.
– Не кажется забавным, что человек, которого миллионы видят в трусах, посчитал оскорбительным для Дагестана выход актрисы в боди в зале небольшого театра.
– Нет, не показалось (но в голосе был слышен легкий смешок). Не считаю, что что-то произошло из ряда вон выходящее. Есть более интересные темы и по Хабибу, и по культуре.