Беговой туризм — один из самых полезных для здоровья видов путешествий, а в России для него очень много красивых, интересных мест.
Мы следили за Яковом на старте у «Авроры», по ходу 10-километровой трассы и встретили на Дворцовой площади после финиша. А еще, подробно пообщались с ним о том, что интересует подписчиков бегового блогера и почему в Москве стало меньше проблем с самокатчиками.
Белые ночи похожи на Лиссабон
— В этом году я четвертый раз пробежал дистанцию «Белых ночей», — рассказал Яков, — На этот раз выбрал 10 км, а не марафон. В 2022 году у белого марафона сменился организатор, теперь это «Беговое сообщество», те кто уже десятый год успешно проводят главный старт страны «Московский марафон» и они же организуют несколько лет подряд полумарафон «Северная столица» в Петербурге. И вот новые организаторы устроили такую потрясающую гонку, что обалдели абсолютно все! И в этом году марафон «Белые ночи» очень активно пиарился, так что участники из Москвы поехали сюда целыми поездами, самолётами и колоннами автомобилей. Мы уже знаем, что здесь будет очень хорошо в плане организации.
Кроме того, вечерний Питер просто прекрасен. Шикарный закат. В прошлом году я смотрел на собственные фото с марафона и думал, что обязательно вернусь. Так и произошло. Однозначно, это мой любимый питерский забег. По крайней мере, при нынешних организаторах. Очень правильно, что марафон вернули на ночное время. Когда проводили утром, было совсем не то…
Также, есть информация, что сейчас планируется создание российской лиги марафонов. В него должны войти Московский, Казанский марафоны и «Белые ночи». То есть это будет один из трех главных марафонов России. Может, еще кто-то присоединится к лиге в будущем, а пока так.
(15 июня на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) было подписано соглашение о создании Марафонской лиги БРИКС на основе трех крупнейших российских беговых марафонов: в Москве, Санкт-Петербурге («Белые ночи») и Казани. Подписание прошло на стенде Минспорта РФ. Анонсировано, что в лигу вступят организаторы гонок из других стран. Серия может быть расширена до десяти стартов за год, — «Спорт День за Днем»)
— «Белые ночи» хорошо подходят для личных рекордов?
— Отлично подходят. Гладкая трасса. Из подъемов только мосты, и то это небольшой перепад высоты. В Москве с ее холмами и горочками гораздо сложнее. В прошлом году я показал в Петербурге свой личный рекорд на 10 км. В этом году надеюсь тоже!
(По итогу Яков показал свое лучшее время сезона-2023, но прошлогодний рекорд не побил)
Конечно, подготовка к вечернему марафону очень специфична. Большинство бегунов предпочитают соревноваться утром. Чтобы показать отличный результат вечером, ты должен очень тщательно следить за питанием на протяжении всего дня. Есть нюансы, но всё возможно. Кто занимается бегом, тот знает.
— «Белые ночи», как и многие другие городские марафоны, собирают больше десяти тысяч участников и колоссальную толпу зрителей. Это мотивирует?
— Безусловно. Вообще, когда ты бежишь по большому городу, ты испытываешь совершенно особенные ощущения. Ты погружаешься в атмосферу этого города. Чувствуешь его. Лично я вообще не люблю местечковые забеги, хотя они бывают очень хорошими. Я предпочитаю посещать масштабные старты. Ты видишь, сколько труда вложено в организацию, и тебе интересно попробовать всё на себе. Могу сказать, что крупнейшие российские марафоны организованы на высоком европейском уровне. Я участвую в забегах по всей Европе, так что могу судить на собственном опыте. Петербургский марафон я бы сравнил с Лиссабоном. Там тоже ровная трасса по набережной, и небольшие подъемы.
Две медали за два дня
— А болельщики на трассе придают скорости?
— Это особая тема! «Беговое сообщество», которое сейчас организует в том числе и «Белые ночи», в последнее время делает особый упор на болельщиков. Главные марафоны мира — это всегда праздник для всего города. Ты бежишь, и все 42,2 километра вокруг тебя люди. Эта стена из людей вообще не прерывается на протяжении всей трассы. «Беговое сообщество» пытается добиться этого же у нас. С болельщиками очень хорошо работают. Раздают им фанатскую атрибутику, на сайте размещают карту болельщика с подробной информацией. Устанавливают музыкальные зоны, которые одновременно заводят зрителя и заставляют бегуна двигаться гораздо быстрее. А главное: хорошая организация каждый раз. Болельщик не пойдет туда, где ему было плохо.
Конечно, всё это помогает участникам, в том числе профессионалам. При большой поддержке сил прибавляется. Результаты становятся лучше.
— Каждый финишер на марафонах получает медаль участника. У вас их уже десятки. Есть особо ценные?
— Прежде всего, это мои пять выполненных марафонов и два ультрамарафона. Я всегда выбираю для себя главный забег в год. Целенаправленно готовлюсь к нему. Остальные забеги идут как часть тренировочного процесса, или просто для удовольствия и знакомства с новым городом.
— Многие чемпионы, как например биатлонист Мартен Фуркад, сразу после финиша дарят медаль, пусть даже золотую, случайному болельщику или ребенку на трибуне…
— Я так не делаю! Я в этом плане жаден (улыбается) Коробка с медалями уже неподъемная. Ее можно только таскать по полу. И всё равно отдавать не хочется. Даже с нагрудными номерами участника забега не хочу расставаться!
В общей сложности, у меня около 50 забегов в год. Бывает и больше. На «Белые ночи» я приехал сразу с ночного забега в подмосковном Завидово. Таким образом, за одни выходные заработал две финишные медали.
При этом бег — не моя профессия. И я не хочу, чтобы он становился таковой. Изначально, бег стал для меня поддержкой в сложный период жизни. Это было девять лет назад, когда беговая культура у нас только-только зарождалась. Тогда мы ещё стеснялись бегать по улицам! Старались прижаться к стене, чтобы никому не мешать и никого не смущать… Сейчас совсем другое дело. Каждое утро люди бегают в своих районах, в парках, по набережным. Кто-то просто разминается, а кто-то тренируется профессионально.
Я почувствовал, как меняется отношение к бегу в нашей стране. Люди стали тренироваться в центре города, на городских спорт площадках, а не только в парках. То же самое «Беговое сообщество» очень много сделало для развития и популяризации бега в стране, делая главные старты. Везде стали показывать бег, рассказывать о его доступности всем. Появились российские беговые бренды экипировки, одежды. Они и раньше были, но сейчас всё развивается активнее.
Помню Московский марафон-2016. Именно тогда я понял, что российские старты вышли на высокий уровень. Для меня это очень важно, потому что мне хочется быть в числе лучших. Поэтому, как сказал выше, всегда выбираю один крупный старт года и готовлюсь выступить на нем как можно лучше.
— Вы не профессиональный спортсмен, но у вас 50 стартов за год. Обычному человеку сложно вообразить даже 10 стартов в год без отрыва от работы. Как прийти к этому?
— Как я сказал, изначально бег помог мне в сложный период жизни. Знаете, как медитация для многих. Первый раз я пробежал дистанцию 3 км. и результат был — просто катастрофа. Тем не менее, я продолжил, вышел на 10 км, потом на полумарафон. Время становилось все лучше и лучше.
Мне захотелось стать марафонцем. Я это говорю, потому что у нас до сих пор не все понимают значение слова. Многие пробегают три-пять километров и искренне говорят: «Я пробежал марафон!»
Как вы понимаете, 42,2 км — это совершенно иное. Быть марафонцем — очень почетное звание. Огромный труд. Долгий процесс подготовки. Нельзя просто взять и назвать себя марафонцем.
Если же говорить о том, как я начал совмещать бег и работу, то это произошло в момент перехода на фриланс. Мне больше не надо было идти в офис и появилось свободное время для пробежек.
Три вещи для начинающих
— Ваши подписчики в соцсетях мотивируют ставить рекорды? Вообще, блогерская деятельность подстегивает становиться лучше как спортсмен?
— Всегда приятно получать поздравления после стартов. Обычно подписчики спрашивают, где начать бегать и какого тренера выбрать. Отвечая на такие вопросы, я уже многих привлек в бег. И это действительно мотивирует! Потом человек отмечает тебя в постах и пишет, что «Яша помог начать». Конечно, это вдохновляет.
В свое время Reebok очень помог мне как своему инфлюенсеру. У них был проект для 11 человек со всего мира: марафонцы составляют спортивное меню. И я был в числе этих одиннадцати человек. Сейчас многие российские бренды помогают бегунам. Всё это взаимосвязано.
— Вы в свою очередь вовлекаете людей в беговую культуру.
— Да, я в том числе и тренирую людей. Несколько человек я подготовил к марафонам. Составлял им тренировочный план и следил за всем процессом от начала до конца. Они успешно пробежали полную дистанцию. На «Белые ночи» я приехал с друзьями, некоторых из них готовил к этим 10 км, которые они тут бегут.
Не все понимают, как важна экипировка для бега. Особенно когда ты начинаешь! В первую очередь, вы должны сделать три вещи. Проверить здоровье — раз. Найти хорошего тренера — два. Купить беговые кроссовки — три.
Поверьте, ваши домашние кроссовки не подойдут. Это чревато травмами. Также ответственный человек должен регулярно проверяться у врача. Каждый должен следить за своим здоровьем.
— Что интересует ваших подписчиков в первую очередь?
— Прежде всего, география. Всегда спрашивают, как ты успел объездить столько разных мест. Многие узнают новое, о чем никогда не слышали.
Также, я активно работаю с мужской модой, в основном с российскими брендами одежды. Это тоже очень интересно подписчикам, в том числе и девушкам! Они хотят, чтобы их молодые люди были одеты красиво. Сейчас появляется сумасшедшее количество новых российских брендов. Если раньше с мужской одеждой у нас было плохо, то сейчас мужские бренды выравниваются с женскими по количеству интересных предложений.
— Но ведь на забегах мужчин гораздо больше, чем женщин, разве нет?
— Вовсе нет. Мужчины просто прибегают первыми обычно (смеется). Часто встают в первых рядах. Плюс они крупные, девушек за ними не видно. На самом деле, бывает, что на крупных забегах, женщин чуть ли не вдвое больше чем мужчин. А в серии триатлонов от IRON STAR всегда проходят забеги Iron Lady, только для девушек.
Вообще, забеги бывают самые разные. Мне нравится, что очень активно развиваются детские старты, где могут участвовать совсем крохи от двух лет. Там минимальная дистанция. Родители следят за ребенком. Это позволяет максимально комфортно подготовить ребенка к занятиям бегом. Сейчас на крупных утренних стартах всегда бывают детские забеги. На вечерних обычно нет. Детям уже пора спать к тому времени. (смеется)
— Вы чувствуете, что изменилось отношение россиян к спорту?
— Да. Отношение стало серьезнее. Забеги стали восприниматься как праздники. Сейчас нередко увидишь как мужчина делает женщине предложение на финише. Люди, которые просто гуляют, с удовольствием останавливаются и начинают поддерживать бегунов. В том числе в Петербурге, который вполне может претендовать на звание беговой столицы России. В Питере много стартов, и они очень яркие.
— Стало меньше проблем с самокатчиками, собачниками и просто прохожими?
— Я обычно тренируюсь в манеже ЦСКА, все скоростные работы, СБУ (специальные беговые упражнения),заодно с общей физической подготовкой. Когда бегаю в парке и на улице, то да, вижу разницу. Правда, в Москве это почти решено, в первую очередь, за счет строительства беговых дорожек. Насколько я понимаю, в Питере пока сложнее с этим. Плюс у вас в историческом центре много узких улочек, где непросто выделить место под дорожку. В Москве в самом центре есть выделенные зоны и для самокатов, и для бегунов. Конечно, людям стало проще.