Иван Сергеев: Лучший момент в футболе, когда родители сказали: Гордимся тобой!

Петербургский «Мюллер» рассказал об особенностях своего стиля

Иван Сергеев: Лучший момент в футболе, когда родители сказали: «Гордимся тобой!» - фото

Фото: Анна Мейер / ФК «Зенит»



Иван Сергеев – один из самых результативных нападающих России. И даже не всегда выходя в основном составе «Зенита» уже окупил свой переход в начале 2022-го: 29 голов в 72 матчах – более, чем солидная статистика. Если к этому прибавить «золотой» мяч «Спартаку», Сергеева уже можно причислить к культовым для Петербурга игрокам.

При этом есть ощущение, что у Сергеева еще все впереди: помимо того, что Иван владеет старой классической для форварда техникой, позволяющей поражать ворота в касание, в это зимнее межсезонье он активнее участвует в подыгрыше, что можно связать с появлением фланговых игроков, подходящих для 4-3-3.

«Спорт День за Днем» пообщался с Сергеевым в Дохе, где «Зенит» уверенно выиграл Кубок равноправия, международный турнир, организованный при содействии Aspire Zone и Winline. И пришел к выводу, что 2 марта защитники «Спартака» будут с особым вниманием относиться к этому футболисту.

Герд или Томас?

— Вопрос, который всегда хотел вам задать: Герд Мюллер или Томас Мюллер?
— Если говорим про ту эпоху, то Герд, в эту – Томас. Герд как играл не особо помню, видел только отрывки а Томас действительно уникален. Не передерживает мяч, не любит финтить, играет от простого, но добивается высоких результатов. Недавно провел 500-й матч в составе «Баварии». По самоотдаче, по преданности клубу он там номер один. Мюллер – нетипичный футболист, он сломал систему представлений о том, каким обязательно должен быть современный игрок, при этом всегда полезен и сборной, и клубу. Исключительно командный игрок, который заполняет пустые зоны, находится там, где можно принять, отдать или забить. Всегда в нужное время в нужно месте.

— Тогда совсем прямой вопрос: вы по своему игровому стилю – прямой последователь Томаса Мюллера?
— Хм… я не очень люблю такие сравнения, но, наверное, я тоже действую от простого, у меня нет какого-то выдающегося дриблинга. Есть то чутье, как оказаться в нужное время в нужном месте, как подставить голову, ногу, чтобы мяч влетел в ворота. Но особенным игроком я бы себя не назвал.

— Складывается ощущение, что все же так сказать можно. Сейчас, когда сделана ставка на универсализм и считается, что нападающий должен делать на поле все, отточенное умение завершать в касание, как будто, не так ценится в отрыве от всего остального…
— Понятно, что клубы хотят иметь игроков, которые умеют все, но такого не бывает. Так или иначе, у всех есть свои плюсы и минусы. Играет-то одиннадцать человек, а не один, поэтому подбирать нужно разных, тогда будет универсальная команда.

— Вы как-то говорили, что если бы не футбол, стали бы хоккеистом. По-другому в Череповце никак?
— Сначала отец привел меня в хоккейную школу. Не получилось, пошел в футбол.

— Какой любимый прием в хоккее?
— Наверное, обыграть-отдать. Даже больше, чем забить.

— Я был уверен, что подставить на пятачке клюшку.
— (Смеется) Ну и это тоже, конечно. Но, вообще, наверное, все-таки ценю умение отдать такую передачу на пустые ворота, чтобы партнеру оставалось только забить.

— Не сказать, что вы в «Зените» часто проводите на поле по 90 минут, но игровое время используете очень эффективно. Два мяча за 10 минут «Локомотиву», победный мяч «Спартаку» сразу после появления на поле на 87-й минуте. Откуда эта способность?
— От головы, наверное, идет. Надо каждую минуту работать, не опускать руки, сколько бы ни давали игрового времени, и все воздастся. Хорошо, что у меня получается завершать усилия команды. С этим не могу спорить, слышал это от многих. Дано чутье от природы, наверное. Но все равно для меня важны не свои мячи, а победы.

1085581_sPICT.jpg

Фото здесь и далее в статье: Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»

— Чутье чутьем, но можно подстроиться под мяч, но не попасть по нему. Можно промахиваться несколько раз подряд из выгодных положений. У вас процент попаданий высокий, значит, есть еще и особая техника? Ее кто-то ставил, или она тоже от природы?
— С футболом занимался с самого детства, сейчас мне 28 лет – наверное, что-то выработалось. К тому же иногда что-то у кого-то подсматриваю по телевизору или в интернете, потом пытаюсь натренировать. В таких провинциальных городках, как Череповец, мало кто может в детстве серьезно заниматься подготовкой. Я вообще начал профессионально играть поздно, когда в 18 лет уехал в Москву. Но очень много времени проводил с мячом на улице, наверное, оттуда что-то и пошло.

— В книге про Левандовского много историй о том, в каких некомфортных условиях ему пришлось оттачивать свое мастерство – с душами, где была только холодная вода, на полях, где не было травы…
— Совершенно точно могу сказать, что я очень много времени проводил во дворах, так что условия были самыми что ни на есть дворовыми – и камни, и стекла, и перекладины из деревяшки, и пространство маленькое совсем. С папой еще ходили на стадион у речного училища – так там травы было по колено. Совсем небольшой квадратик у ворот, где можно поиграть – папа вставал в ворота, я бил ему, либо обыгрывал. Об условиях не думал никогда – просто хотел играть всегда в футбол.

«Как забил «Спартаку»? Хлусевич не ожидал, что я побегу на ближнюю»

— Партнеры как-то выделяют на словах ваши способности? Пусть даже через юмор…
— Без юмора сейчас никуда… Миша Кержаков Сульшером называл, Холландом. Громко сказано, конечно, но это пошло после той игры со «Спартаком», когда стал, получается, палочкой-выручалочкой.

— Поскольку до игры со «Спартаком» осталось совсем немного, стоит еще раз прокрутить тот гол. Итак, вы вышли на поле за три минуты до истечения основного времени…
— Отправили разминаться на 75-й минуте. В такую игру тяжело входить, тренеры не спешили, когда шел накал, менять игроков. Пока разминался, в наши ворота дали пенальти. Это ускорило мое появление. Надевал щитки и смотрел, как Промес бьет. После гола только успел натянуть гетры, за 5 секунд объяснили стандарты, и сразу же вышел. Сразу же был момент, прострел, но я на него не успел – не пошел на ближнюю штангу. А когда пошла следующая атака, в голове пролетело: «Когда, как не сейчас?». Барриос с Далером разыграли, Мантуан прострелил. Когда только пошла передача, я уже шел на ближнюю, потому что чувствовал, что с разворота он будет сразу простреливать. Хлусевич, который со мной играл, не ожидал, что я побегу – даже на повторе видно, что он даже затормозил в тот момент. Выскочил, пробил – даже не «щекой», а уже краем пятки, — попал в дальний угол. Ну а там уже эмоции, опустошение… Бежал, не знал, что делать – хотел сорвать футболку, но как-то сообразил, что могут карточку показать. В итоге просто покатился, налетели все – и персонал, и тренеры. Но быстрее всех добежал Дима Чистяков…

— Пятка вообще у вас «смертельное оружие»? «Спартаку», «Балтике», даже сейчас на сборе «Аль Райану» забили пяткой…
— Ну вот вы вспоминали хоккей… Получается, подставляю «клюшку» в нужный момент (Смеется).

— Раз вы так хорошо описываете собственные голы, давайте вспомним еще один. Классно вышло с «Ахматом», когда одним касанием обработали высокую «свечу», а вторым отправили мяч в ворота…
— Там Клаудиньо пробил, мяч летел мимо створа, а я подставил ногу. Мяч взмыл вверх, я увидел, что защитник бежит на полной скорости, поставил корпус, мяч оказался у меня в ногах. Замахнулся, вратарь упал, я покатил… Иногда удача помогает тоже, не без этого.

«Был уверен, что Кассьерра рано или поздно начнет забивать»

— Такое количество мячей, что наколотили за «Крылья» и «Торпедо» одной удачей не объяснишь. Кто из тренеров несет главную ответственность за ваше раскрытие?
— Отдельно не хотел бы никого выделять. Благодарен всем, кто со мной работал, каждый мне дал что-то для развития. Потихоньку соединяю этот паззл вместе. Но в первую очередь благодарен своим родителям, что воспитали меня скромным, воспитанным, трудолюбивым. Научили никогда не опускать руки.

— Когда только пришли в «Зенит», говорили, что у Семака несколько непривычные требования, пришлось привыкать. Что именно было непривычно?
— Наверное, я имел в виду адаптацию в новом коллективе. Когда меняешь команду, поначалу действуешь, ведешь себя осторожно. И потом тренировочный процесс – в Самаре он один, в Петербурге другой. В целом привык к «Зениту» быстро, никаких проблем нет.

1085606_sPICT.jpg

— Вы привыкали еще когда был Артем Дзюба. Настороженно ли он отнесся к вам, как к конкуренту?
— Напротив, у меня хорошие отношения с ним сложились!

— Кассьерра тоже довольно долго привыкал к «Зениту», но в итоге раззабивался…
— Я был уверен, что так будет. Это то же самое – вопрос адаптации. Понятно было, что он хороший футболист, что его рано или поздно его прорвет. Хорошо, что прорывает сейчас.

— Вам это не мешает? Кассьерра же конкурент. И это подразумевается схемой 4-3-3.
— Ничего страшного, я не расстраиваюсь из-за конкуренции. Уж точно не опущу руки, буду работать, ждать своего шанса.

— Когда играли с Кассьеррой в паре, как получалось?
— Отлично. Был результат, мы оба забивали. В два нападающих мне комфортно играть.

— Когда ситуативно или по задаче оказываетесь на фланге, тоже комфортно?
— Уже нет. В «Строгино» играл с краю, было привычнее. К позиции центрфорварда привык, знаю функции. Понятно, что куда поставят там и будешь играть, но можно 89 минут играть хорошо, а на 90-й допустить ошибку из-за того, что непривычная позиция.

— Гол «Аль Райану» принес облегчение? Сейчас приходится бороться за место в составе, Кассьерра много забивает. Ну и катарцы, кажется, серьезно отнеслись к товарищескому матчу, играли на результат.
— Мы тоже серьезно к ним относимся. Ведь если подойти расслабленно, можно и травму получить на ровном месте. Важно было отыграть 90 минут, постараться выиграть, забить. У «Аль Райана» хорошая команда, — тот же Тьяго Мендес из «Лиона» там, Родриго — но, думаю, мы не заслужили 2:4. Имели много подходов и в первом, и во втором тайме, жаль, что не использовали свои шансы. Может, и хорошо, прибережем голы на сезон. Главное, есть игра и моменты. Голы придут.

«Не стал бы называть азиатские лиги «первенством водокачки»

— Матч со «Спартаком» 2 марта уже держите в голове?
— Пока вообще нет. Знаю только их результаты, еще ни одной предсезонной игры не видел. Осталось не так мало времени, успеем подготовиться и изучить «Спартак» детально.

— Кто по игре основной конкурент «Зенита» в борьбе за 3-е место?
— В первую очередь мы сами себе конкуренты. Важно не допускать ошибок, брать «свои» очки. А там посмотрим. То, что «Краснодар» забрался так высоко, это, конечно, заслуженный результат. Но к этому можно было быть готовым, «Жирона» в Испании тоже «выстрелила», например. Посмотрим, чем все кончится.

— В первом круге «Краснодару» сильно помог нападающий Джон Кордоба. Что его делает одним из лучших игроков РПЛ?
— У него сильные данные, которыми он хорошо пользуется. Принимает, разворачивается, мощный сам по себе. Важно еще, что он нашел свою команду, где все это можно использовать по максимуму. Я его помню по «Кельну», когда у Кордобы, вроде, не все получалось.

1085594_sPICT.jpg

— Есть ли в памяти какой-то защитник, который досаждал вам больше всего? Может, он играет в РПЛ?
— Если честно, на именах вообще не зацикливаюсь, просто не обращаю на это внимания. Есть защитник, он мне противодействует, я должен его обыграть. А такого, чтобы кто-то так досаждал, что я мог бы сейчас об этом сказать – нет, не припомню.

— Ваш бывший партнер Далер Кузяев уехал во Францию. Знаете, как у него дела? Рассказывает что-то?
— Встречались, когда он приезжал в сборную. Далеру все очень нравится, он регулярно играет, забивает, его признают игроком матча. Конечно, Далер доволен. Тем более, уже обжился во Франции.

— Самому хочется попробовать?
— Конечно, хочется сыграть в европейском топовом чемпионате.

— Малком поехал в Саудовскую Аравию. Мой коллега называет этот чемпионат «первенством водокачки».
— Я бы так не стал говорить. Мы недавно играли с «Аль Фатехом», очень неудобной эта команда показалась. Азия сейчас развивается, не зря туда едут топовые игроки. Конкуренция создана серьезная.

— Какие у вас сейчас взаимоотношения со сборной России?
— Хорошие. Когда вызывают, с радостью еду. С удовольствием встречаю там ребят из «Крыльев». Хочется, конечно, играть больше, но это зависит и от меня, и от тренерского штаба. Играют те, кто сильнее на данный момент.

— Вы получали немало доверия от Сергея Игнашевича, когда он работал в «Торпедо». Как складывалась работа с ним, какие впечатления?
— Отлично, забил при нем 17 мячей. Мне нравилось, какой он человек, и его тренировки тоже. Но сборы были очень тяжелые, много бегали. Хотя я все выдерживал, все равно запомнил надолго. Наверное, самые тяжелые мои сборы были именно у Игнашевича.

— Какие задачи он ставил именно перед вами?
— Он любит прессинг, атакующий футбол. Нужно было очень много бегать без мяча, прессинговать.

— У Осинькина другой футбол?
— Там больше акцента на игру с мячом, при этом нам все грамотно тактически объясняли, так что каждый на своей позиции раскрывался максимально. Я там, причем, играл не только нападающего, но и оттянутого форварда в 4-4-2, либо с Сарвели, либо с Глушенковым. Было очень хорошее взаимопонимание, все знали, что нужно делать. Поэтому и ставили рекорды ФНЛ и вышли в финал Кубка России.

— Вы и у Талалаева в «Тамбове» успели поиграть…
— У него тоже много бегали, много прессинговали. Но я практически не играл в «Тамбове», он довольно быстро ушел, да и я скоро оказался в «Торпедо».

«Кубок равноправия отличный шанс проверить свои силы»

— Международными матчами в «Зените» вы в полной мере насладиться не успели. Понравился ли вам турнир на Кубок равноправия?
— Я рад, что мы приняли участие в этом турнире, всегда хочется играть с иностранными командами, проверить свой уровень. Думаю, ребята тоже рады такой возможности. Мы не должны опускать руки, когда-нибудь ведь все это закончится и нас вернут.

— Удивило, сколько забили «Шанхаю» и «Сантосу», 10 на пару?
— Может, мы просто в разной степени готовности…

— У «Шанхая» через 10 дней матч за Суперкубок…
— Реализовали почти все свои моменты, в первом тайме быстро забили, дальше пошло по накатанной. Но я бы не сказал, что «Шанхай» — слабая команда.

1085584_sPICT.jpg

— Напоследок о приятном: какой момент в карьере принес наибольшее удовольствие? Когда смогли себе сказать: «Вот для этого я столько и работал!»
— Когда родители сказали: «Гордимся тобой».

— Когда это произошло?
— Помню мамины слезы, когда мы проиграли Кубок России «Локомотиву». Она была на игре, отец поехать не смог. А потом, когда выиграли чемпионство с «Зенитом», позвонил родителям по видеосвязи. И услышал: «Мы тебя очень любим, гордимся. Ты к этому очень долго шел…»

Доха


Источник

Loading