Первые легионеры в СКА появились уже в далеком 1997-м году — шведы Йоаким Мусакка и Райне Раухала. Это была настоящая экзотика. На них толпами шел народ смотреть — как на инопланетян.
Испытание туалетом
Раухала провел за СКА всего пять игр, а Мусакка же отыграл на берегах Невы целый сезон, после чего, по его словам, у клуба возникли финансовые проблемы, и он решил не продлевать с ним контракт. Но позже Анатолий Бардин, в то время работавший судьей, рассказал интересную историю: «В СКА привезли двух шведов. Настоящая диковина, мне было любопытно на них взглянуть. Директором клуба был Борис Винокуров. Говорю: «Ну-ка покажи своих шведов. Где они?» Винокуров показал — какой-то малый бродит по спортзалу в простыне как тень: «Это один…». Спрашиваю: а где второй? Борис рассказал: «Полетели в Новокузнецк на военном самолете, без туалета. Когда в Питер вернулись, один сразу домой сбежал. А этот слабый оказался, сейчас ему еще плоховато. Очухается — тоже в Швецию отправим…»
Впрочем, в футболе в российские клубы Высшей лиги вообще брали бразильцев с пляжей Копакабаны.
С возникновением КХЛ «чудо-легионеры» в армейском клубе уже не гостили, и откровенных промашек селекционеров не было. Правда, кое-кто промелькнул метеоритом и не оставил за собой никакой памяти. Самый трагикомичный случай произошел с финским форвардом Йонасом Энлундом. Он был приобретен по ходу сезона у «Сибири», но успел провести за армейцев только один матч. Вернее, полтора периода. В Магниторске в конце второй двадцатиминутки финн не удержал равновесие и очень неудачно врезался в борт. Травма оказалась настолько серьезной, что Йонас выбыл до конца сезона.
Мало кто сейчас вспомнит какие-то эпизоды из игры Марко Поповича и Джоэля Квятковски, Теему Растемдта и Йоакима Линдстрема. Хотя из-за того же Квятковски чуть не начались военные действия между КХЛ и НХЛ. Канадец сначала подписал контракт со СКА, а через месяц — с заокеанской «Атлантой». Хоккеист уже думал, что начнет сезон в «Трешерз», однако КХЛ не захотела спускать эту ситуацию на тормозах и потребовала справедливости. Североамериканцы посчитали, что Квятковски не та рыба, из-за которой им стоит вступать на тропу войны с Россией, и пошли на уступки. В итоге Квятковски и в НХЛ не сыграл, и из СКА ушел после окончания сезона.
Впрочем, если разделите историю СКА на два равных этапа в КХЛ, то в первые годы все-таки иностранные легионеры были лидерами команды.
Повезло только с Коскиненом
Когда за питерцев играли финн Нильс Экман и чех Петер Чаянек, команда и близко не подобралась к золотым медалям, хотя у болельщиков наверняка остались приятные впечатления от этих форвардов. Чаянек и вовсе здорово проявлял себя в тройке с Сушинским и Яшиным, многие, ее вообще считают лучшей в истории СКА, но возраст дал о себе знать и чех решил поиграть под занавес карьеры у себя на родине.
Вейнхандль, Мортенссон, Пруха и Торесен — на всех из них в СКА делали очень большую ставку, но хорошую игру они показывали только по ходу чемпионата. К примеру, в сезоне 2011/12 в сезоне в «регулярке» четыре первых места в списке лучших бомбардиров невского клуба заняли нероссийские хоккеисты: Мортенссон, Торесен, Пруха и Вейнхандль.
Вейнхандль, а затем и Пруха быстро покинули команду, а вот Мортенссон и Торесен задержались на берегах Невы надолго и даже стали обладателями Кубка Гагарина — 2015, так же, как Джимми Эрикссон и Роман Червенка.
Впрочем, после первого триумфа СКА форварды-легионеры уже такого влияния на результаты команды не оказывали, да и в принципе иностранцы. Когда Олег Знарок весной 2017 года второй раз в истории петербургской команды взял главный трофей КХЛ, в плей-офф были задействованы только три игрока с нероссийским паспортом — Коскинен, Патрик Херсли и Ярно Коскиранта.
Кстати, именно с вратарями-легионерами армейцам долго не везло. Хотя во всех сезонах кроме 2012/13 (там место в воротах делили Бобровский, Ежов и Касутин) на них делалась ставка. Но Эш, Штепанек и Салак надежд не оправдали. А вот с Коскиненом, который был перехвачен у «Сибири», менеджеры попали в десятку. Не будь финна, возможно два кубка и не задержались бы в Северной Пальмире.
В предстоящий сезон СКА вступает с четверткой иностранцев — одна вакансия пока свободна. Херсли, Коскиранта и Рундблад — уже старожилы. А вот Маркус Хелльберг должен по идее заменить Коски, который отправился покорять НХЛ. Но сможет ли он стать достойной заменой финну и выиграть конкуренцию у Игоря Шестеркина, — еще большой вопрос.