Искусство и спорт в Петербурге: хоккей и скачки в Эрмитаже


Спорт часто отсутствует в рассказах музеев, но всё же присутствует. В некоторых случаях – в виде силуэта на заднем плане, в других – как главный объект изображения.

В рамках нового проекта «Спорта День за Днем»«Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» Рассмотрим, каким образом различные виды спорта представлены в произведениях из коллекций ведущих музеев Санкт-Петербурга.


Государственный Эрмитаж, являющийся одним из крупнейших музеев мира, хранит в своей коллекции не только античные статуи и французский импрессионизм, но и увлекательные сведения о спортивной жизни.


В этом выпуске представлены три работы, связанные с спортом, но относящиеся к различным периодам истории и стилям.

Ян ван Гойен. «Конькобежцы». Нидерланды, XVII век


Зимний кадр в Нидерландах: покрытый льдом канал с фигурами на коньках. Кто-то скользит, кто-то падает, а кто-то наблюдает. Простой сюжет: люди на льду – часть пейзажа, как дома или деревья.


Картина демонстрирует начало массового катания на коньках как зимнего отдыха и предшественника скоростного бега на льду. Лед выступает пространством для встреч, прогулок и неформальных гонок. Нидерландские художники часто изображали такие сцены, так как в них отражалась зима со всеми ее радостями, холодом и народными забавами.

Эжен Луи Лами («Новые скачки»). 1841.


Картину французского художника Лами, созданную по мотивам работ британского мастера Ньютона Филдинга, можно назвать изображением иной культуры спорта. В данном случае скачки – не только зрелище, но и часть светской жизни.


Шантийи — не стадион, а элитарный курорт рядом с Парижем. На первый план выходят жокеи и лошади, только что стартовавшие, за ними виднеются трибуны, кареты и гости.


Важность этого сюжета заключается в том, что он закрепляет спорт как часть зрительской культуры. Это уже не просто выполнение упражнений или развлечение, а событие с расписанием, поводом надеть цилиндр. В XIX веке такие образы подчеркивали статусность спорта, его театральность, зависимость от публики и формы. Победа в этой гонке достаётся не только быстрому, но и умело представшему себя.

Лерой Неймен. «Хоккей на льду». США, 1973


В 1973 году Нейман создал серию работ о хоккее, среди которых «Хоккей на льду». Это динамичная, почти графическая сцена из матча – мгновение атаки, игрок в красной форме с шайбой стремится к воротам.


Лерой Неймен, художник, чьи работы посвящены спорту, умел передавать энергетику момента так, что даже неподвижное полотно казалось движущимся. Картина «Хоккей на льду» отражает увлечение Неймана хоккеем и его стремление показать энергию и динамику игры с помощью ярких цветов и выразительных линий.

Изображения картин: Государственный Эрмитаж.