2 сентября «Балтийская Заря» объявила об уходе Юрия Бабенко с поста главного тренера команды. Бабенко занимал этот пост с момента основания команды в 2020 году. При нем «балтийки» проделали путь от Первой лиги до Суперлиги.
12 сентября «Балтийская Заря» начнет выступление в Суперлиге матчем против действующего чемпиона – клуба «Ростов-Дон».
Президент «Балтийской Зари» Ирина Кудерова в эксклюзивном интервью корреспонденту «Спорт День За Днем» Алексею МИХАЙЛОВУ раскрыла подробности ухода Юрия Бабенко с поста главного тренера команды накануне дебюта петербургской команды в женской Суперлиге России.
Из разговора вы также узнаете:
- Как отреагировала команда на уход главного тренера за недели до старта сезона,
- Что показали итоги выступления на Спартакиаде,
- Кто (возможно) будет готовить «Балтийскую Зарю» к первым матчам Суперлиги.
«Минувшая неделя была самой сложной в моей жизни»
– Реакции от клуба до сегодняшнего дня не было, потому что для того, чтобы дать комментарии, нужно было нам самим оценить ситуацию, чтобы не говорить лишнего на эмоциональной почве, – начала Кудерова. – Это абсолютно нормальная ситуация, когда мы даем комментарии чуть позже.
Само объявление об уходе тренера было достаточно неожиданным. Для нас это действительно стало откровением. Мы регулярно собираемся на командных тренировках полноценным штабом – и тренерским, и административным. 31-го августа, когда мы пришли на плановую тренировку, Юрий Александрович позвонил нам и пригласил нас в кабинет президента федерации. Это его решение мне показалось интересным – не пообщавшись с нами предварительно он просто позвал нас на встречу. Мы с Сергеем Александровичем Кудрявцевым (директор «Балтийской Зари», – «Спорт День За Днем».) пришли к нему в кабинет, где нам было объявлено, что Юрий Александрович отказывается от проекта «Балтийская Заря» и не будет ее тренером. В своей позиции он сослался на неготовность проигрывать соперникам.
С момента становления команды мы достаточно плотно взаимодействовали. Мы были одной семьей, как бы пафосно это не звучало. К сожалению, Юрий Александрович не оставил нам шанса стабилизировать команду. На мой взгляд, это можно было сделать чуть по-другому: озвучить свое решение лично команде, чтобы выработать шаги – как бы мы могли плавно передать команду, например, другому главному тренеру, как организовать первые игры, как правильно рассказать об этом девчонкам – у них тоже есть своя эмоциональная оценка ситуации. Периода для плавного перехода не произошло.
– Да. Это было 31-го августа, а игра у нас 12-го сентября. Мы все прекрасно понимаем, что невозможно даже чисто технически сделать некоторые вещи за это время. Вы представляете, что сейчас такое – найти главного тренера, который будет обладать необходимыми компетенциями? Многие уже сейчас задействованы в своих процессах, у них есть обязательства, потому что новый сезон стартовал. Для человека это вызов, который он ставит на чашу весов. У тебя есть какая-то своя история, стабильная ситуация, а здесь – новый проект. Тебе предстоит оценить этот вызов, принять, потом договориться и освободить себя от прежних обязательств.
Многие не просто тренируют команды – у кого-то еще и сборные, и детские команды. А еще же надо внести тренера в техническую заявку и в индивидуальный заявочный лист (который команда формирует за месяц-два до начала сезона). И потом познакомиться с командой, дать какую-то мотивацию.
– Да. Тренировочный процесс был полностью заточен под тренера, и его уход привел за собой фатальные сложности. Подготовить новую площадку за 12 дней, если мы не рассматриваем Кировскую СШОР, и обеспечить ее всеми требованиями по регламенту ФГР, очень тяжело.
– Безусловно. На стадии зарождения команды была определенная договоренность. Когда мы решили заняться женским гандболом в Санкт-Петербурге и поняли, что в городе есть опытный тренер в лице Юрия Александровича, который может взять на себя эту функцию, то были определенные условия: где команда тренируется, в какое время, как тренеру будет удобно. Нашей задачей было создать максимальные удобства тренеру, все необходимые условия для того, чтобы тренировать команду. К тому же, Бабенко был еще и старшим тренером, а это – дополнительные обязательства. Поэтому все функционирование клуба было завязано на этом человеке.
Минувшая неделя, с момента объявления, была самой сложной в моей жизни. Я сталкивалась с разными критическими ситуациями, но эта, сначала, поставила меня в недоумение. Сейчас мы находимся на стадии принятия важных решений, создания договоренностей и шага к развитию команды. Слава богу, что у нас получилось это сделать за неделю. Для руководящего состава команды это был абсолютный стресс. Количество переговоров, которые мы провели за эту неделю, – абсолютно колоссальное. Ночами не спали. Хорошо, что у нас есть такой хороший медицинский штаб, Максим Олегович, который вытащит нас из любой ситуации (смеется). Но неделю назад было совсем не до смеха.
«Мы сразу договорились о том, что сделаем все, чтобы удержать эту команду»
– Там было несколько иначе. Да, мы объявляли девчонкам, но чуть позже, потому что нам самим надо было осознать и принять эту ситуацию. Мы не могли себе позволить просто выйти на площадку, выдать девчонкам эту информацию и подкосить их мотивацию. После Спартакиады мы понимаем, что девчонки осознают итоги своего выступления, и они понимают, что в сезоне им будет достаточно сложно. В такой ситуации просто так прийти и рассказать, что случился такой факт, нельзя. Мы не можем себе этого позволить.
31-го числа мы провели абсолютно стандартную тренировку с девчонками. Они привыкли к тому, что Сергей Александрович периодически заменяет Юрия Александровича – у них была договоренность о разделении тренировочного процесса.
– Не смутило. Они же в курсе этой ситуации с разделением обязанностей. У Сергея Александровича большой опыт выступления, поэтому он дает игрокам очень интересные вещи, которые позволяют им расти в плане технического мастерства. 31-го числа не было никаких обсуждений, а вот к 1-му сентября мы понимали, что слухи расходятся достаточно быстро. На тот момент мы прорисовали в своей голове, что мы можем сделать со своей стороны. Мы сразу договорились между собой о том, что сделаем все, чтобы удержать эту команду.
– Реакции были разные. Для новеньких девчонок, которые совсем недавно приехали и практически не работали с Юрием Александровичем, это было нормальной ситуацией – у них был свой опыт, когда менялись команды и тренеры. Те девчонки, которых Бабенко начал тренировать, когда они приходили совсем маленькими, для них это был удар. Они не понимали, почему так происходит, и мы это видели.
– Может, Юрий Александрович успел уже как-то лично объясниться с игроками? Например, по телефону.
Но я очень рада, что мы успели поговорить с девчонками предварительно, объяснить, рассказать о всех возможных вариантах, в которых клуб может оказаться, в том числе – до самого негативного сценария, когда клуб перестает существовать. Мы всегда обо всем открыто говорили. Никто из игроков и тренеров не может нас обвинить в том, что мы скрываем какую-то информацию. Сложности возникали всегда, и в таких случаях мы приходили и говорили: «Ситуация на текущий момент такая. Вы можете решить, как дальше будет развиваться клуб: если вас не устраивают условия, вы понимаете, что есть другой клуб, в котором вы можете развиваться, и вы видите в этом перспективу для себя, то мы абсолютно за». Не будет никаких обид и препятствий развитию. Решения всегда принимаются вместе с игроками, мы идем до конца, выжимаем из собственных ресурсов все до пределов.
– Да, такое было. Это уже был следующий этап. Как и любому человеку, им надо было сначала пережить для себя лично эту потерю. Девчонки пришли в себя достаточно быстро.
На работу по мотивации девчонок после Спартакиады потребуется какое-то время. Для кого-то это послужило поводом для обиды и злости от желания показать результат, что они достойны выхода в Суперлигу. Даже несмотря на результаты, которые они показали на Спартакиаде, это было очень хорошее мероприятие, которое с нами случилось. Оно показало нам абсолютно все. Мне кажется, что та ситуация, в которой мы оказались сейчас, она была необходима. Когда рушится все и на этой почве начинает расти что-то новое, но быстрее. И я надеюсь, что этот реактивный рост случится с нами как можно скорее.
Переговоры, которые мы ведем с тренерами, и те возможности, перспективы, которые перед нами возникают, показывают нам, что мы идем правильной дорогой. Спартакиада в компактные сроки показала, что ожидает команду в Суперлиге. Чтобы у игроков не было каких-то своих ложных ожиданий по поводу себя, чтобы они понимали, что им тоже надо постоянно расти и развиваться. В это надо вкладывать очень много времени. Мы постоянно говорим, что профессиональный спортсмен – это работа 24 часа в сутки. Каждая из девчонок сделала от Спартакиады определенные выводы о том, что мне делать и как развиваться дальше. Это очень полезное мероприятие, в которое мы точно должны были зайти.
И я рада, что все это случилось не в процессе выступления в Суперлиге. Было бы гораздо сложнее. Но и сейчас это непросто для нас. 12-го и 14-го числа мы в любом случае должны выйти на площадку. Кто бы в каком состоянии не находился, мы должны начать играть.
Трудности переноса игр, тренер на первые матчи, Бабенко и «Зенит»
– В регламенте действительно прописано, что команда Суперлиги, когда она заранее понимает, что есть какие-то сложности, может перенести даты. Но не более, чем на два дня. Если команда переносит дату игр более, чем на два дня, то там производится уплата штрафа – 300 тысяч рублей за каждую игру. А с учетом спаренных игр и вовсе выходит 600 тысяч. Такого мы себе точно не можем позволить. Да и не должны.
Надо заходить в соревнование как есть. Игры 12-го и 14-го сентября абсолютно точно состоятся. Мы уже провели несколько телефонных разговоров и с «Ростов-Доном», и со «Ставропольем». Все команды очень лояльно, с пониманием отнеслись к нашей ситуации, и даже готовы были выступить с инициативой на любые решения. Тот же «Ростов» ходатайствовал за нас, и для меня это было откровением – когда чувствуешь плечо гандбольного сообщества, когда тебе и коллеги помогают.
Однако Федерация гандбола России достаточно жестко отнеслась к этой истории. Они не готовы отступаться от регламента, но отчасти я могу их понять. Если вы видели график, то он очень насыщенный – много игр в чемпионате, а еще и кубок. К тому же в некоторых командах Суперлиги есть участники национальных сборных, и в это время, где нам с вами кажется, что по календарю у нас перерыв, якобы две лишние недели, как раз и проходят мероприятия сборных, товарищеские матчи. Когда мы хотели перенести игры, мы тоже смотрели на календарь и понимали, насколько это сложно. В любом случае, перенос – это нагрузка и для нас, и для соперника.
Конечно, нам хотелось получить какое-то время, чтобы просто стабилизироваться, но с другой стороны мы понимаем, что есть определенные обязательства у Федерации и других команд, которые находятся с нами в общем поле. И мы друг на друга влияем. И еще раз огромное спасибо «Ростов-Дону» и «Ставрополью» за то, что они были готовы рассматривать любые варианты и помогать.
Все что ни делается, все к лучшему. В любом случае мы начнем играть и будем стабилизироваться от игры к игре.
– Пока что этот вопрос на стадии обсуждения. У Игоря Николаевича и без того насыщенный график – у него большое количество обязательств, несколько команд девчонок и мальчишек, которые от него зависят. У них насыщенный график соревнований, есть свои цели и задачи на этот год. Мы понимаем, что Игорю Николаевичу тоже надо будет сориентироваться в своем графике. Сейчас нет подтвержденной информации, что именно Поляков будет готовить команду.
– Да, возможен. Мы проговариваем все варианты. Также ведутся переговоры с тренерами не из Санкт-Петербурга. Надо дождаться решения. Сейчас это все находится на постоянном обсуждении, сроки очень компактные – уже в воскресенье, 11-го числа, к нам должен приехать «Ростов-Дон». Мы ждем определенных ответов, после чего сможем озвучить результат. Либо это будет тренер из другого региона, с хорошим уровнем подготовки и опытом, либо это будет Игорь Николаевич. Наверное, к пятнице мы уже сможем принять какое-то решение.
– Все тренеры, которые имеют хороший опыт, компетенции, и соответствуют амбициям, – они по любому востребованы и уже заняты. «Свободных агентов» практически нет – в этом основная сложность. Нам приходится давать людям определенный вызов, задачу справиться с теми обязательствами, возникшими на текущий момент.
– Мне сложно рассуждать об этом. У Юрия Александровича есть свое видение того, как он хочет развиваться. Но я абсолютно рада, что ребята из «Невы» наконец-то обрели новое имя, и наверняка обретут новый дом, у них появится перспектива развития. И мы всегда говорили, что для нас важно, чтобы в Санкт-Петербурге существовал и мужской клуб.
Наличие и мужской, и женской команды дает приличную силу с точки зрения развития спорта. В этом симбиозе мы сможем решать огромное количество задач. Мы всегда были открыты к этому взаимодействию. У ребят тоже не все было сладко – были и финансовые, и кадровые проблемы. Со всеми ребятами мы общаемся, хорошо их знаем. Я надеюсь, что это все стабилизируется. Мы желаем им удачи!
Фото: ГК «Балтийская Заря»