Кандидат технических наук Илья Попов рассказал о развитии гонок дронов в Санкт-Петербурге
1 сентября 2023 года Президент РФ Владимир Путин обозначил задачу – подготовить один миллион специалистов в сфере применения дронов. Помочь решить эту задачу должен новый вид спорта, признанный Минспорта РФ, – гонки дронов.
О развитии гонок дронов мы поговорили с кандидатом технических наук Ильей Поповым, который возглавляет команду «Кронверкские барсы» при университете ИТМО и занимает пост вице-президента Федерации гонок дронов Ленинградской области.
Из этого интервью вы узнаете:
– Какими качествами должен обладать спортсмен, выступающий в гонках дронов;
– Какие университеты развивают гонки дронов в Санкт-Петербурге;
– Как осуществляется противодействие преступлениям, осуществляемым с помощью дронов;
– Почему среди гонщиков преобладают школьники;
– Какие перспективы у этого вида спорта.
– Что за вид спорта – гонки дронов? Это прикладной вид спорта, где соревнуются изобретатели и показывают лучшие новинки? Или это история про очки, секунды и достижение результата?
– Гонки дронов – это технический вид спорта. Без должной технической подготовки участвовать в соревнованиях и просто заниматься данным видом спорта будет сложно. Важно правильно подготовить дрон, в данном случае он является спортивным снарядом. Далее, необходимо приложить колоссальное количество сил и времени, чтобы обучиться навыкам пилотирования. И третье – это риск, конкурентная борьба, способность бороться в условиях перегрузок.
На крупных соревнованиях в команде у пилота есть механик. Механик готовит технику так, как пилот этого потребует. Однако чувствительность управления и более тонкие настройки самого дрона должны подбираться и производиться самостоятельно самим пилотом.
Все компоненты, которые в дроне существуют, также подбираются каждому спортсмену индивидуально. К примеру, это могут быть различные пропеллеры, они строго регламентированы под размер дрона, но при это могут быть двухлопастные, трехлопастные, четырехлопастные. Какие ставить – это уже сам спортсмен решает. Существуют двигатели с различным крутящим моментом, регуляторы оборотов, контроллеры, камеры. Камера для соревнований допускается либо на аналоговом передатчике, либо на псевдоаналоге, так называемом HD Zero. Это технология объединения несколько каналов в один и на выходе формируется видеоизображение высокой четкости, наподобие цифровой. В любом случае, скорость дрона достигает 200 км/ч и именно поэтому скорость передачи превалирует над качеством, и многие спортсмены пока не стремятся переходить на картинку более высокой четкости.
Если говорить про регламент соревнований, то довольно жестко смотрят на размер рамы и вес. Также должны быть одинаковые батарейки. Все остальное пилот подбирает сам.
– Если описать портрет среднестатистического спортсмена, я правильно понимаю, что это молодой технарь-изобретатель? Какие еще качества среднестатистического гонщика можно выделить?
– Скорее это энтузиаст, который любит кропотливо собирать, паять, настраивать. То есть в первую очередь это специалист-конструктор, который способен собрать дрон таким образом, что после падения у него ничего не отваливается, не отпаивается, не откручивается. Он знает, как это все закрепить, как это все притянуть, как это должно быть. Это технически подкованный человек. Вы правильно описали.
– Какие физические качества должны быть у него?
– Реакция однозначно. У него должен быть сильный вестибулярный аппарат, потому все полеты осуществляются в специальном FPV шлеме и первое время спортсменов укачивает. И неподготовленный организм тоже требует вкатывания в это, потому что организм должен привыкнуть. Если обычному человеку дать очки, чтобы он смотрел и наблюдал за спортсменом, который летает, то будет что-то вроде ощущения на американских гонках.
– Как у вас жизнь с этим видом спорта жизнь связалась?
– У меня подноготная такая, что я начинал еще давно – в 2010-м году я начал заниматься автомодельным спортом, участвовал во многих всероссийских соревнованиях, попал в сборную Российской Федерации по автомодельному спорту. В 2012 году я ездил на чемпионат Европы в Швейцарию в составе сборной Российской Федерации. В России входил в топ-10 лучших спортсменов. Участвовал в технически непростом классе – Багги 8 ДВС, потом, к сожалению, в связи с определенными техническими ограничениями, я был вынужден уйти из автомодельного спорта. Но общение с коллегами из автомодельной тусовки мы продолжили. Кстати, многие из них тоже, как и я занимаются дронами сегодня.
Сейчас я работаю доцентом на факультете безопасности информационных технологий ИТМО. На нашем факультете есть целое направление, которое занимается беспилотными транспортными средствами (БТС), а конкретно наш профиль – функциональная безопасность. В наши задачи входят математические расчеты по функциональной безопасности БТС, разработка беспилотных технологий, которые обезопасят использование и эксплуатацию такого вида транспорта. У нас действительно есть профессионалы своего дела, мы способны проводить крупные соревнования на достойном, профессиональном уровне. И вскоре мы объединили наши усилия для создания федерации гонок дронов Ленинградской области.
В ИТМО я руководитель секции гонок дронов – команды «Кронверкские Барсы». Моя задача – популяризировать спорт в стенах родного вуза. Со студентами мы занимаемся каждую неделю. Все студенты обязательно приходят и сначала учатся летать на симуляторах, изучают предполетную подготовку. Потом мы им даем наши дроны с секции, они летают на них. Это такие маленькие комнатные дроны 65 миллиметров. И не спеша мы привлекаем их в соревнования: сначала внутри секций соревнования, потом вузовские соревнования, потом межвузовские соревнования.
Кстати, у нас один из студентов ИТМО попал в сборную Ленинградской области, показав очень высокий результат на региональных соревнованиях. Со следующего года мы будем летать уже в большом спортзале. Если раньше мы летали исключительно в помещении на маленьких дронах, то сейчас мы будем летать в большом спортзале уже на больших спортивных дронах, учить правильно собирать, правильно паять и повышать тем самым мастерство пилотов. И будем выходить уже на более высокий уровень городских соревнований, то есть уже как университетской команды.
– Эта секция нужна, чтобы научить студентов, и они в дальнейшем операторами дронов или механиками работали?
–Они могут быть и разработчиками, и проектировщиками, и эксплуатантами, и операторами. Мы стараемся учить не только полетам, но еще и знаниям по возможным задачам эксплуатации. Вот, например, у нас есть ребята, которые делают короткие видеоролики, снимая на дронах. Мы недавно проводили региональные соревнования, у нас в группе Федерации гонок дронов Ленинградской области есть видеоролик, все снято нашими студентами и сотрудниками.
«О противодействии преступлениям, осуществляемым с помощью дронов»
– Помогают ли эти гонки в вашей непосредственной деятельности по обеспечению информационной безопасности? Допустим, бывают какие-то пробелы в безопасности дронов, в их прошивке, которые выявляются в ходе соревнований?
– Естественно, да. Безопасность никто не отменял. У нас есть направление, которое называется форензика дронов. Это изучение преступлений, которые были осуществлены с помощью дронов. Там и распаковка черного ящика беспилотника, и расшифровка данных, и базовый реверс инжиниринга, компонентов, контейнеров, в которых вся информация хранится.
У нас есть небольшое направление разработок, связанное с защищенным каналом передачи информации, причем своим. У нас есть разработки, чтобы сам дрон можно было использовать для защиты периметра. И все эти разработки реально существуют, они реально есть. Наши коллеги с факультета БИТ могут с удовольствием показать.
– Вы говорите про то, что исследуются преступления, совершаемые дронами. А таких уже много?
– Такие есть. Сейчас летать, в принципе нельзя, то есть это запрещено. Однако в частных секторах дроны все равно используются. Дроны могут доставлять груз, в том числе незаконно. Дроны могут осуществлять несанкционированную съемку каких-либо объектов. Дроны могут следить за частной жизнью. Дроны могут прокладывать какие-то маршруты, следить за тем, чтобы условно какая-нибудь оперативная группа не была в поле видимости лиц, причастных к преступлению. Можно перехватывать управление дрона, снимать с него информацию даже дистанционно.
Мы стараемся разбирать возможные кейсы связанные с информационной безопасностью и разрабатывать различные подходы по противодействию тому или иному каналу съема информации с помощью дронов.
«В основном призеры по гонкам дронов – это школьники»
– Вернемся к гонкам дронов. В прошлом году Министерство спорта России признало гонки официальным видом спорта. Что вообще это дало гонкам дронов?
– Это дало популяризацию. Теперь гонками дронов занимаются все, начиная со школьной скамьи. Это не просто некоторое хобби или увлечение, это по-настоящему стало видом спорта. Если спортсмены показывают хорошие результаты, им присваиваются разряды: кандидата в мастера спорта, мастера спорта, они могут претендовать на какую-то спонсорскую поддержку. Всем становится интересно узнать, что это такое – гонки на дронах. Площадки для соревнований становятся больше, препятствия становятся сложнее, сами трассы – красивее, интереснее и от этого и стимул, и количество мотивации, и количество спортсменов возрастает.
– Смотря список призеров соревнований в Ленинградской области, я заметил, что там есть подростки 16-летние. Вообще гонки дронов среди школьников популярны?
– В основном призеры по гонкам дронов – это школьники. Они быстрее схватывают, им это интересно, у них и реакция даже лучше, чем у состоявшихся спортсменов.
Спорт молодеет, это очень здорово. Это говорит о том, что в каждом новом поколении будет находиться все больше и больше уникальных людей, которые способны быстро все это освоить, не боятся крутых виражей и скорости, будут приходить на первые места не только в пределах России. Будет формироваться сборная России, и она будет выступать наравне с топовыми пилотами из других стран.
– Если говорить про подростков, это, как правило, энтузиасты-самоучки, которые условно у отца в гараже собирают дроны? Или это выходцы из школьных секций, конструкторских кружков?
– Вообще по-разному, очень по-разному. Могут быть и выходцы из гаражей, когда родители детям прививают это все в качестве хобби, покупают дроны, учат их паять и первые шаги с ними делают. Естественно, дети, которые в кружках все проходят с учителями, способны быстрее это дело освоить по определенной методике обучения. И такие, и такие есть. Нельзя сказать, что преобладает первый или второй тип, то есть, в принципе все одинаково.
– В одном из прошлых интервью, вы сказали, что государство много делает для развития таких собирательских, конструкторских способностей у ребят.
– Да. Через Федерацию гонок дронов России я смог пройти обучение в центре подготовки операторов дронов «Руднево». Освоил методику обучения и школьников, и студентов, и взрослых мастерству пилотирования и эксплуатации беспилотных аппаратов. Существуют различные гранты, спонсорская поддержка больших корпораций, и все это приносит свои результаты. Например, в Ленинградской области мы сделали федерацию, проводим достаточно серьезные крупные соревнования на региональном уровне.
Также в университете мы взращиваем новые поколения таких ребят. Раньше у нас было одно занятие в неделю, два часа. В следующем году у нас будут уже два занятия по два часа, где одна группа будет просто учиться, и будет вторая продолжающая группа, которая будет летать уже на более высоком уровне, на других дронах. А дальше с поддержкой государства и правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области будем организовывать межвузовские (это обязательно) и межрегиональные соревнования. Не просто региональные, а межрегиональные по всему Северо-западу. Мы очень рады будем видеть и Вологду, и Мурманскую область, и другие регионы.
– Развитие этого вида спорта позволяет ожидать в ближайшие годы большое представительство регионов?
– Я думаю, что да, потому что существует множество различных движений, в том числе «Движение Первых». Проект, благодаря которому школьники могут узнать, что такое гонки дронов. Они организовывали соревнования в Казани, туда приезжали соревноваться дети из различных регионов, отстаивая честь своей области. Это только для школьников.
Взрослых очень много появляется с каждым годом. Например, у нас на группу в Телеграме про гонки дронов в Санкт-Петербурге подписаны 900 человек. На соревнованиях, естественно, мы столько не видим, потому что большая часть это «хоббийные» пилоты. Но с каждым новым соревнованием уникальных людей становится больше, то есть тех, которых мы не видели ранее. Ребята приходят, интересуются. Так же в гонках дронов есть технический симулятор – это киберспортивная дисциплина. Там тоже все пытаются показывать высокий результат.
– Какая система соревнований в гонках дронов? Есть областные, городские, потом всероссийские? Есть ли международные соревнования в наше сложное время?
– Все виды гонок есть: и региональные, и городские соревнования (у нас проходил кубок Санкт-Петербурга), и межрегиональные, есть всероссийские, есть специальные отдельные кубки у отдельной команды, которая у себя тоже проводит со спонсорской поддержкой. Международные – недавно на Играх будущего прошли соревнования по гонкам дронов, куда приехало больше десяти стран, в том числе очень сильные команды из Кореи, Болгарии, Китая. Там не просто были из стран СНГ, там сыграли команды из европейских стран. У нас в стране по-настоящему проводятся международные соревнования.
«Об импортозамещении и перспективах развития дронов»
– Как в этой сфере обстоят дела с импортозамещением?
– Знаете, пока что преобладающее большинство деталей иностранного производства, в частности китайского. Китай впереди планеты всей, это не секрет. У Китая бурный рост производства и развития дронов.
За последние два года России появилось очень много компаний, которые стараются разрабатывать собственные импортонезависимые компоненты, в том числе и контроллеры на отечественных компонентах. На гонках активно используем рамы из Белоруссии. А совсем скоро ребята из Новосибирска должны предоставить новые рамы. Буквально сегодня они тестируют их на прочность, за этим очень интересно наблюдать.
Сейчас большие корпорации вкладываются во всю эту историю. Например, производитель в Санкт-Петербурге хочет представить некий болид «Формулы-1» для гонок.
– Вы согласны, что за последние два года произошла революция в области применения дронов, которая отражается в бытовом плане? Отражается ли этот технологический прорыв на гонках дронов?
– Надо разделять два понятия, то есть сам спорт и применение для каких-то целей. Это так же, как в автомобильном мире: у нас есть спортивные болиды, которые не обладают тем уровнем комфорта, настроек относительно вещей, связанных с безопасностью, с какими-то дополнительными функциями по контролю за движением. Спортсменам что важно? Чтобы был мощный двигатель, чтобы хорошо настраивалось шасси под их манеру вождения, и при каком-то ДТП все было безопасно. Какая-то дополнительная аудиосистема, система помощи водителям, проекции, светодиодные фары – это все им ненужно.
Здесь то же самое. Если мы говорим про гонки дронов, здесь самое важное, чтобы у спортсмена была простая модель, которая способна быстро откликаться на любые маневры, и сам спортсмен принимал стабильный сигнал с очков и передавал с пульта управления на дрон. И чтобы при падении дрон оставался более-менее целым. Если мы рассуждаем о каком-то применении другом – неспортивном, там уже говорим про дальность полета, автономность, возможности подъема грузов, расстояния, помехозащищенность. Эти все моменты несильно интересны спортсменам. Спортсмены летают на том, на чем они могут быть первыми. У нас была ситуация, что на последних гонках спортсмены приносили настолько легкие рамы, что они к ним на скотче приделывали гаечные ключи, чтобы их хоть как-то сделать тяжелее и получить допуск по весу к соревнованиям.
– Какую скорость разгоняют эти дроны?
– До 200 км/час они летают точно. Дальше все дело техники, рук, каких-то дополнительных особенностей.
– Велики ли шансы произрастания этого вида спорта из нишевой истории в что-то наподобие гонок болидов «Формулы-1», где технологические компании будут соревноваться и рекламировать свои продукты?
– Мы к этому стремимся, мы этого очень хотим. И всячески пытаемся привлекать новых и новых партнеров, спонсоров, для того, чтобы как раз это и стало некоторой альтернативой «Формулы-1», только в другой стезе. Например, в Сочи будет интересная интеграция. Будет этап в Сочи в ноябре. И этап будет проходить на трассе «Формулы-1». Там будут ребята соревноваться и летать на дронах. Так что, возможно, как-то интегрируется одно в другое.
– Увидим ли мы скоро соревнования по водным дронам?
– Я думаю, что да. Любые беспилотные технологии сейчас будут испытывать, это мировой тренд. Это могут быть и наземные, и воздушные, и плавательные, и космические, и ракетные технологии. То есть это все будет развиваться.
– Какие перспективы применения дронов в гражданской жизни в ближайшие пару лет? В каких профессиях они смогут заменить людей? Как облегчить жизнь людям?
– CINEMATIC-дроны, всяческие видео-, фото, мне кажется, уже вышли на уровень даже не профессии, а уже некоторого хобби. Из профессиональных фотографов не использует дроны только, мне кажется, ленивый. Потом агропромышленность будет использовать дроны в большом числе. Далее мониторинг экологической обстановки. Далее это поисковые отряды, все, что связано с МЧС. Потом оцифровка местности, она тоже используется для геосканирования. Дорожно-транспортное происшествие, разбор, контроль за дорогами. На самом деле сфера очень огромная. То есть это все, что связано со сканированием местности, логистикой.
В скором времени мы увидим большое развитие гражданского применения беспилотников. Применение беспилотников безгранично. Классический пример наземного дрона – это доставка еды роверами. Они же замечательно там применяются, великолепно ездят. И бизнес больших компаний, которые их производят, идет в гору. Потому что находятся все новые и новые кейсы применения подобных технологий.
– Пока вы не сказали, я как-то и не думал, что дроны стали обыденностью.
– Да. Эти роверы, которые ездят в Мурино, жители уже не замечают. Если они где-то застряли, люди их подтолкнули, роверы поехали дальше. Правильно говорите, это уже стало обыденностью.
Фото: Федерация гонок дронов Ленинградской области