Илич может стать десятым сербом в Зените. Как проявили себя его предшественники?

Девять сербов в «Зените»: Мудринич – провал, Иванович – легенда клуба

Илич может стать десятым сербом в «Зените». Как проявили себя его предшественники? - фото

Фото: Вячеслав Евдокимов/ФК «Зенит»



Нынешним летом «Зенит» пересмотрел свой трансферный вектор: на место латиноамериканцев берутся россияне и легионеры из нейтральной части Европы. Одним из последних элементов этого славянского пазла, скорее всего, станет серб Иван Илич. Пока переезд в Петербург 23-летнего полузащитника итальянского «Торино» за более чем 20 миллионов твёрдой европейской валюты выглядит скорее не очень обоснованной тратой, поэтому давайте поворошим страницы истории и освежим в нашей памяти, как другие соотечественники Илича защищали цвета футболки со стрелкой. Забегая вперёд скажу, что Иван станет юбилейным, десятым представителем Балканского полуострова в Северной столице.

1. Владимир Мудринич (атакующий полузащитник, 2002)

В начале 2000-ных в большую игру еще не вошли люди из газовой индустрии, а форму Зениту шил бренд с романтичным названием Diadora. Еще это время запомнилось тем, что в Петербурге на хорошем счету были люди с красно-сине-белом флагом в паспорте. Первым на болотистую землю вступил транзитом из смедеревского «Сартида» Владимир Мудринич. Юрий Морозов видел в нем добротного полузащитника, который станет мотором атак зенитовцев. Возможно, именно поэтому Мудринич сразу получил престижный десятый номер, но, увы, ожидания ещё до совета классика оказались проблемами: за год набралось всего 11 матчей и одно голевое действие. Мудринич смотрелся очень медленным и тяжёлым, получал много травм. Через год он бесславно вернулся в «Сартид» и всю свою дальнейшую карьеру провел на Родине.

2. Предраг Ранджелович (нападающий, 2002 – 2003)

Ранджелович перешел в «Зенит» из ЦСКА, где ему не сильно доверял Валерий Газзаев. Евгений Гинер, армейцы и долгие торги уже в те времена шли рука об руку, поэтому из Петербурга в столицу улетел 1 млн долларов – рекордная сумма для той трансферной кампании «Зенита».

Морозов упрямо продолжал верить в футбольную силу югославов, но и тут вышел промах. Ранджелович сыграл за «Зенит» всего 17 матчей и забил четыре гола, три из которых – андоррскому «Энкампу». Эту команду петербуржцы разгромили в Кубке УЕФА с рекордным счётом 8:0. Работоспособность Предрага тоже не устраивала тренеров сине-бело-голубых. Спустя пару лет Ранджелович уехал из Зенита в Румынию, поиграл сезон в Австрии, а заканчивал в клубах Сербии и Черногории. Позже Предраг признавался, что переход из ЦСКА в Зенит – его главная ошибка в карьере.

3. Милан Вьештица (центральный защитник, 2002 – 2006)

Последний и, пожалуй, самый успешный лот из закупки «трёх югославских мушкетеров» эпохи Морозова в «Зените». Первый сезон в России получился у Милана крайне неудачным – центрбек много ошибался и был выставлен на трансфер вместе с Мудриничем и Ранджеловичем. Вьештица остался в Северной столице, удивительно, но только благодаря пришествию Властимила Петржелы. Чешский специалист решил перестроить оборону на игру в линию, а Вьештица был знаком с этой системой, в отличие от россиян. В результате Милан задержался в петербургском клубе до конца 2006 года, выиграл серебро и уникальный трофей в истории российского футбола – Кубок Премьер-Лиги, а потом его продали в «Ростов» за 350 тыс евро.

В дальнейшем, карьера Вьештицы проходила, в основном, в России. Закончил он, всё равно, на полях Петербурга – в составе местного «Динамо». Интересно, что Милан также закончил университет имени Лесгафта, защитив дипломную работу на тему «Технико-тактические действия центрального защитника высокого класса».

Vie.jpg

4. Матея Кежман (нападающий, 2009)

Зачем в Петербурге захотели увидеть форварда «ПСЖ», никто никогда уже не узнает. Даже покидал Матея нынешнее место работы Матвея Сафонова со скандалом: бросил на газон майку парижан в ответ на свист собственных фанатов. Итог в «Зените»: с десяток матчей за стрелку, два гола в ворота принципиальных соперников из Москвы, а еще стычка с Романом Широковым на одной из первых тренировок.

Благо, это была всего лишь аренда, и Кежман вернулся в Париж, в 2010-м он ушел из «ПСЖ» свободным агентом, а потом доигрывал в Гонконге и Беларуси. В БАТЭ его тренировал Виктор Гончаренко. Последний трофей Кежмана – чемпионский титул в Борисове.

5. Данко Лазович (нападающий, 2010 – 2012, 2013)

В творчестве Максима Горького был персонаж по имени Данко. Сербский форвард, перешедший в «Зенит» из голландского ПСВ, в отличие от своего литературного тезки, не смог озарить путь к футбольной славе на российских полях, хотя провел достаточно добротный и богатый на титулы отрезок карьеры в России: выиграл с «Зенитом» чемпионат, Кубок и Суперкубок России, немного попылил в аренде в Ростове-на-Дону, в сумме за 4 года забил 23 мяча, отдал 24 голевые передачи и завоевал любовь питерских болельщиков, которые распевали в его честь песни дома и на выезде.

На одном из таких выездов случился момент, который идеально описывает баннер на Вираже из далекого будущего: «в историю можно войти, а можно вляпаться». 18 июня 2011 года «Зенит» играл в Нижнем Новгороде с местной «Волгой». С аутсайдером РПЛ питерцы расправились еще в первом тайме — за 18 минут Кержаков успел оформить дубль, а Лазович отметился ассистом на один из мячей. Казалось бы, рядовая встреча рядового уикенда, но после матча произошёл инцидент: Лазович получил между рёбер электрошокером от сотрудника правопорядка. Долгая и шумная была история. Если говорить вкратце, то виноватым, к удивлению общественности, оказался сам Лазович. А полицейские, по мнению следователей, просто выполняли свою работу.

Lz.jpg

6. Александр Лукович (левый защитник, 2010 – 2014)

Самый непримечательный персонаж из сербской девятки, этакий Доменико Кришито на минималках. Сами посудите: пришел также из Серии А, играл слева, иногда в центре, да и, по сути, Александр сидел именно под итальянцем. 59 матчей, один забитый мяч, 7 голевых передач и звание двукратного чемпиона страны – все, чем отметился Лукович в самом северном городе-миллионере, Зенит стал последним клубом в карьере серба. Интересно, что, играя в Петербурге, Лукович вышел в составе своей национальной сборной в пяти играх и даже забил гол, правда в свои ворота.

7. Милан Родич (левый защитник, 2013, 2014 – 2015)

От спортивного пути Родича в Петербурге невольно накатывают флэшбеки Мудринича – всего 10 игр с небольшой командировкой в дубль. По мнению самого игрока, он не сумел заиграть в «Зените» из-за резкой смены лимита на легионеров и высокой конкуренции составе. Милан провел в Россиитри средненьких года, после чего вернулся на Родину в «Црвену Звезду», где по сей день, уже два года подряд кошмарит бывший клуб, отбирая у «Зенита» товарищеский трофей на его поле.

8. Бранислав Иванович (центральный защитник, 2017 – 2020)

Нуждается ли в представлении человек, приходящий из лондонского «Челси» в статусе обладателя Кубка УЕФА и проведший в дальнейшем трёхзначное число игр за Зенит, в том числе и с капитанской повязкой?! Иванович должен носить звание легенды «Зенита».

Главные хайлайты Бано: первый гол в истории «Газпром-Арены» в матче против «Урала», фантастический победный мяч ударом через себя в ворота «Реал Сосьедада» в Лиге Европы. Победа над басками стала последней для «Зенита» на выезде в еврокубках. А как забыть разбитый кубок после триумфа в 2019 году?! Спустя пять лет этот комичный победный ритуал повторит другой центральный защитник «Зенита» Нуралы Алип.

В сентябре 2020 года Иванович покинул сине-бело-голубых, немного поиграл за английский «Вест Бромвич Альбион» и завершил карьеру.

Iva.jpg

9. Страхиня Эракович (центральный/правый защитник, с 2023 года)

Прошлым летом 23-летний воспитанник «Црвены Звезды», практически, сменил один красно-белый коллектив на другой, но тут пришел «Зенит» и бессовестно, по мнению московских коллег, увел талант из столицы. Прошел год. Можно сказать, что «Зенит» взял добротного и универсального игрока. Впереди перед Страхиней и его партнерами важнейшая задача – не попасть впросак в год столетия клуба. Серб всё понял, принял и уже начал исполнять, сделав ассист в Суперкубке против «Краснодара».

Руководство питерского клуба брало представителей братского народа на каждую позицию на поле, кроме вратарской, и это всегда был риск, зачастую с элементами провала. Сейчас, скорее всего, в Петербург едет Илич, и к риску прибавляется большая в нынешних условиях переплата.


Источник

Loading