Третий год подряд петербургский «Зенит» взял бронзу Единой лиги ВТБ.
В Кубке Европы итальянская «Реджо-Эмилия» остановила сине-бело-голубых
в четвертьфинале. Меняются форматы финальных турниров, но не результаты
команды Василия Карасева, который возглавляет петербуржцев на протяжении
всей их недолгой истории — с лета 2014го. Стагнация или прогресс
в качестве? Приглашать иностранного тренера или оставить российского
специалиста? Бороться за Евролигу или задуматься о Лиге чемпионов?
Генеральный директор «Зенита» Игорь Оноков рассказал «Спорту День
за Днем» о будущем сине-бело-голубых.
Живем в кризисное время
— Чего или кого не хватило «Зениту» для выхода в Евролигу?
—
Давайте вспомним, что было год назад, перед началом сезона. Часть людей
говорили, что баскетбольного «Зенита» не будет даже в плей-офф. Звезды
разошлись, остались только игроки второго плана. В этот же момент
баскетбольный «Зенит» выделился из футбольного. Вся его деятельность
была парализована. В этот момент меня пригласили кризис-менеджером.
Очень здорово, что мы тогда сделали ставку на Василия Карасева. Мы
не смотрели ни на агентов, ни на кого-то другого. Брали только тех, кого
хотел видеть Василий Карасев. И в итоге собрали минимально звездный
состав.
— «Зенит» занял четвертое место в регулярном чемпионате
и попал в полуфинале на ЦСКА.Может, стоило поиграть в кошки-мышки, как
«Химки». Они стали только шестыми в «регулярке», зато ушли от ЦСКА
до финала и попали в Евролигу.
— Я считаю, что это неверно. Для
«Зенита» несолидно пользоваться такой лазейкой в правилах. Предлагали
сделать жеребьевку «Финала четырех». Я тогда сразу сказал: «Плохо, что
’’Химки’’ занимаются чем занимаются, но некорректно менять правила
по ходу сезона». У меня еще было предложение выстраивать команды
в «Финале четырех» в зависимости от их выступления в регулярном
чемпионате.
— Тогда бы в полуфинале ЦСКА играл с «Химками».
— Но это все равно изменение регламента.
— Президент Единой лиги ВТБ Сергей Кущенко заявил, что
дальнейшая судьба «Финала четырех» решится 20 июля на совете лиги.
За какой вариант будет голосовать «Зенит»?
— Я за то, чтобы был «Финал четырех».
— ЦСКА и «Химки» против?
— Конечно.
— Капитан ЦСКА Виктор Хряпа говорит: «Мы не в казино! Нельзя оценивать весь сезон по одному матчу».
— Тогда давайте не будет проводить Олимпиады! Там в финале один матч проводят, а не серию до трех побед.
— И Евролигу заодно. На ваш взгляд, в «Финале четырех» нужен матч за 3е место?
— Обязательно!
— Генеральный директор Единой лиги ВТБ Илона Корстин почему-то
сказала, что «Финал четырех» появился из-за футбольного чемпионата
мира. Прошлым летом риторика была совсем другой.
— Более
правильные слова прозвучали из уст Сергея Иванова (почетного президента
Единой лиги ВТБ. — «Спорт День за Днем»). Он тогда сказал: «Я сам
болельщик ЦСКА, но его монополия чуть-чуть губит российский баскетбол.
Ему надо помочь».
— А в ЦСКА говорят: «Так в чем проблема? Обыграйте нас!». Армейцы же не выходят вшестером на площадку.
—
Я вам так отвечу. В финале ЦСКА — «Химки» были моменты, когда
на площадке находились 9 легионеров и Алексей Швед, у которого, слава
богу, это не национальность, а фамилия (смеется).
— Хорошее уточнение.
— И где здесь развитие российского баскетбола?
— Просто региональным клубам не по карману элитные иностранцы…
— Ребята, мы живем в кризисное время, у нас сумасшедшие бюджеты, а мы хотим загонять их еще дальше.
— Может, тогда ввести потолок бюджетов, как в НБА?
—
Могут быть любые потолки… Ты заплатил иностранцу — это можно
рассматривать как экспорт капитала. Будь добр, тогда внеси какие-то
деньги на развитие российского баскетбола.
— «Зенит» тоже набирает максимальное количество легионеров.
—
Потому что здесь и сейчас очень сложно решить задачу. Прошлым летом мы
очень быстро набрали новую команду. И я получил за это по шапке. Часть
решений мы не успели согласовать.
Петербург заслужил «Барселону»
— Если «Финал четырех» оставят, Петербург будет претендовать на его проведение?
—
Конечно! В следующем сезоне «Зенит» переезжает на «СИБУР Арену».
Контракт подписан, и мы уже оплатили авансовый платеж. У нас будет
нормальный график, за исключением конца января. В это время последний
раз на «СИБУР Арене» пройдет женский теннисный турнир. Нам придется
уступить.
— Что будет потом с теннисным турниром?
— Мы
подписываем договор на три года, и в нем будет указано, чтобы они
не брали такие турниры. Тенниса на «СИБУР Арене» не будет. Мужской
в сентябре — пожалуйста, а женский, как я понимаю, будет в другом месте.
— «Матч ТВ» бесплатно показывает топ-матчи Единой лиги ВТБ.Реально ли как-то повлиять на ситуацию?
—
У нас есть возможность зрелищного показа баскетбола, но когда мы это
делаем нерегулярно, человек забивает свой график другими событиями.
— Предлагаете сделать, например, баскетбольный вторник
—
Да, типа этого. Чтобы человека приглашали на какое-то мероприятие, а он
говорил: «Стоп-стоп-стоп, во вторник я не могу». Большая зрительская
аудитория — это очень важно. Приходят спонсоры. А ему говорят: «У нас
туда не ходят. Здесь не смотрят». — «Подождите-подождите. А мне это
зачем?». Если же он видит высокий телевизионный рейтинг, то сразу готов
разговаривать.
— Разумно.
— Все говорят, что «Зенит» — это Газпром.
Но это неправильно! Газпром — титульный спонсор. Должны быть еще
спонсоры. У «Зенита» есть такие. И еще важный момент для телетрансляций.
Чтобы зал был полный, а картинка дробилась на интересные моменты. Люди
будут смотреть и говорить: «Чего я туда не пошел? Смотри, как там
интересно. Хлещут эмоции». Для этого люди идут, а не просто узнать счет
матча.
— По ходу сезона самая удачная придумка «Зенита»? Выступление балерин?
—
При том бюджете, который выдавался нам на предматчевое шоу, наши
сотрудники сделали очень классную картинку. В том числе и с привлечением
балета. Это же питерская тема. Баскетбол называют балетом. Совпадают
движения тел. Сейчас был фильм «Движение вверх» с Александром Беловым.
А вы знаете, какое искусство было у него самым любимым?
— Балет?
— Точно. Он был фанатом Мариинки, не пропускал
ни одной премьеры, знал всех людей поименно. Я это знаю абсолютно
точно, потому что он меня за ручку туда водил и учил балету.
— Сам Белов не танцевал случайно?
— Нет, его не приглашали.
— В «Финале четырех» играли четыре российские команды.
В четвертьфинале было семь представителей нашей страны из восьми.
Не пора вернуть чемпионат России?
— Два турнира вряд ли пойдут…
— Чемпионат России вместо Единой лиги ВТБ?
— Я бы не стал менять лигу ВТБ.Пусть соседи тоже с нами играют.
— Для питерских болельщиков лишний матч «Зенита» против ЦСКА гораздо интереснее, чем приезд белорусских «Цмоки-Минска».
— Все-таки баскетбол имеет еще одно значение. И в этом я совершенно согласен с господином Ивановым. Баскетбол —
это еще и проводник России и русского духа. Это не значит, что
мы кого-то заставляем. У людей есть право прийти и посмотреть.
— В последние годы из Единой лиги ВТБ в основном уходят…
— Они ушли из-за того, что их там заставили. На мой взгляд, отказываться от тех, кто остался, — это неправильно.
— «Зенит» не попал в Евролигу. Это как-то скажется на размере бюджета?
—
На совете директоров обсуждается, чтобы через сезон все-таки
попасть в Евролигу. Через Единую лигу ВТБ или Кубок Европы.
Для этого нам нужно увеличить бюджет. ЦСКА и «Химки» мы, конечно,
не догоним, останемся по деньгам четвертой-пятой командой.
— Участие в Лиге чемпионов вас не интересует? Ее легче выиграть.
— Я думаю, что Питер заслуживает приезда лучших команд Европы: «Реала», «Барселоны», «Олимпиакоса». В футболе это тоже звучные имена. Болельщики сразу понимают, зачем им идти на трибуны. К нам уже приезжала «Бавария». Клуб на тот момент не из Евролиги.Но
какое имя! Кстати, об именах. Зенит — это не футбол, не
баскетбол, не волейбол. «Зенит» — это объединение. Мы должны
добиваться синергии между разными клубными подразделениями. Как
пример таких шагов я приведу нашу баскетбольную зенитовскую
стратегию развития маркетинга, которая разрабатывается совместно с
отделами футбольного клуба. Мы должны делать общее дело, а не сидеть
каждый на своей грядке.
Нужен новый разыгрывающий
— Вы довольны работой Василия Карасева в минувшем сезоне. Почему контракт с ним еще не подписан? Чего «Зенит» ждет?
—
В ближайшие дни должен пройти совет директоров. У его членов есть
свои планы и стратегии действий. И потом, что мы понимаем под
словами «вести переговоры». С одной стороны, мы уже ведем
переговоры с Василием Карасевым (смеется). Скажу так. Он — наш главный кандидат на пост главного тренера.
— Когда будет поставлена точка и определен главный тренер «Зенита»?
— В ближайшие дни. Думаю, речь идет о долгосрочном контракте.
— Вам не опасаетесь, что третьи места — потолок Василия Карасева?
—
Давайте вспомним, что пророчили «Зениту» образца-2017/18 на
старте сезона после тяжелого поражения от УНИКСа. Было ли это
третье место? Добавим феноменальную полосу травм в середине
сезона. Главному тренеру и всему его штабу приходилось
выруливать из ямы. Считаю, что результаты «Зенита» по итогам
сезона — достижение тренерского штаба.Год назад мы собирали
состав в то время, когда игроки на рынке уже были разобраны.
Этим составом удалось взять бронзу.
— «Зенит» потерпел неудачу
в Кубке Европы-2017/18, уступив 1/4 финала итальянскому
«Реджо-Эмилия». Этот оппонент был команде по силам.
—
Согласен. Соперник по силам. Можно было выиграть. Период
февраль-марта оказался провальным для «Зенита». К сожалению,
именно на него пришелся четвертьфинал Кубка Европы. Важно подвести
команду в правильной форме к нужному времени. Результат «Зенита» в
«Финале четырех» Единой лиги ВТБ показал, что к этому моменту
команду подвели в хорошей форме. Выпади решающие стадии Кубка
Европы на концовку сезона, «Зенит» гарантированно добился бы
большего. Мог бы даже побороться с «Дарушшафакой» Дэвида Блатта —
нынешним чемпионом турнира.
— Дэвид Блатт тоже мог бы стать кандидатом в главные тренеры «Зенита».
—
Конечно. Великолепный тренер. Работал в Петербурге в «Динамо». У
меня с ним очень хорошие отношения — еще с тех времен. (Дэвид Блатт
возглавляя петербургское «Динамо» в сезоне-2004/05. — «Спорт День за
Днем») Блатт неоднократно приезжал в Петербург на Кубок Кондрашина и
Белова.
— Но у него должны быть немалые финансовые аппетиты.
— Не будем это обсуждать (улыбается).
Восьмой игрок мешает
— Вы можете назвать фамилии игроков, которые точно покидают «Зенит» по окончании сезона?
— Я взял себе за правило не озвучивать эту информацию, пока
главный тренер не заявит от себя. Иначе мои слова как генерального
директора могут поставить главного тренера в такие рамки, которые
помешают
набрать оптимальный состав на будущий сезон. Если мы доверяем
главному тренеру — мы должны доверять ему.
Психология очень важна. Знаете, почему, на мой взгляд, ЦСКА проиграл «Финал четырех» —
2018 Евролиги? Их звездные лидеры, в первую очередь
Нандо де Коло, получили травмы перед «Финалом четырех». К
полуфиналу они вышли на паркет, но на их местах уже были
заиграны другие звезды. Пока команда разбиралась, на кого играть,
полуфинал был проигран мадридскому «Реалу». Это мое
мнение.
В свое время Владимир Кондрашин говорил:
«Восьмой игрок в команде мешает». Слово «мешает» в кавычках,
но тем не менее. Когда восьмой игрок начинает
доказывать свое право на место в «основе», это может
повредить командной игре.
— Это можно сказать и о
«Зените» в полуфинале Единой лиги ВТБ против ЦСКА.
Возвращение в состав былого лидера Дрю Гордона, пропустившего
четвертьфинал, обернулось полным провалом передней линии зенитовцев.
—
Фактор Гордона оказался очень плохим, и в матче за третье место
Гордон не играл. Это было решение главного тренера. Не мое
решение — ни в коем случае. Но я его полностью поддерживаю.
—
Что с форвардом сборной России Сергеем Карасевым? Он может
планировать отъезд в НБА. Как долго вы готовы ждать
решения от Сергея? Зависит ли его позиция от наличия отца, Василия
Карасева, на тренерском посту?
— Во-первых, мне кажется, Сергей Карасев —
самостоятельный человек на 100 процентов. Не маленький сынок,
слушающий папу. Разумеется, у Карасевых есть семейный совет,
но это — совет. А не приказы: «Будешь играть здесь». Думаю, Сергей Карасев сам решит свою судьбу.
— Вам хочется, чтобы Сергей Карасев блеснул в НБА, приехав туда из «Зенита»?
—
Для «Зенита» будет благом сохранить Сергея Карасева.
Да, в минувшем сезоне у Сергея не все получилось. Одна из причин —
тяжелая ситуация с «первыми номерами» в команде. Можно стрелять
хорошо, но когда приходится самому бегать за снарядами, поневоле
запыхаешься. Конечно, мы будем разговаривать с игроком, но я
считаю, что спортсмен должен сам принимать решения. Если он
захочет играть в НБА — это его решение. Мне бы хотелось, чтобы Сергей Карасев вел «Зенит» вперед.
— Очевидно, «Зениту» нужен новый разыгрывающий.
— Конечно. Это не секрет.
— Многие болельщики до сих пор тоскуют по Стефану Марковичу — эталону зенитовского «первого номера».
— Это вопрос переговоров, решений тренерского штаба и вхождения в бюджет.
— «Зенит»-2017/18 побеждал не столько на классе, сколько на характере.
—
Да. Если мы поименно сравним игроков «Зенита» и других лидеров Единой
лиги ВТБ, то это сравнение может оказаться не в нашу пользу.
Наши
игроки переламывали характер матчей. Скажем, Иван Лазарев — игрок, взятый по ходу
сезона. Возможно, он не сыграл самой большой роли в целом по сезону, но в
нужные моменты его усилия принесли огромную пользу. А если б мы его не
взяли, все могло быть иначе.
У нас есть костяк состава, который
хотелось бы максимально сохранить. Преемственность очень важна. Она
бывает двух видов. Во-первых, состав основной команды. Зритель знает,
кто играет на нашей стороне. Во-вторых, преемственность молодежи, когда
юниоры подтягиваются из резерва.
Как сейчас часто происходит на
стадионах? Сын спрашивает отца: «Пап, а это что у нас за игрок?» Отец
отвечает: «Да кто его знает… Посмотри в Интернете, где он раньше играл».
У болельщика в голове каша. Он физически не может запомнить всех, кто
проходит через команду.
Целый год играли на выезде
—
Могут ли зрители уйти с трибун из-за того, что «Зенит» не продвинулся в
таблице Единой лиги ВТБ и не взял еврокубка? Наш болельщик любит
чемпионов.
— Мне кажется, наш петербургский болельщик очень грамотен и видит рост качества зенитовского баскетбола.
—
Вести переговоры действительно можно по-разному. Саратовский «Автодор»
подписал новый контракт со своим главным Евгением Пашутиным перед
началом плей-офф. Спустя десять дней, после поражения в 1/4 финала от
«Зенита», контракт был расторгнут.
— Я бы задал такой вопрос: его уволили, или он сам ушел? Не будем вдаваться в детали.
— Вы хотели бы видеть Евгения Пашутина в системе «Зенита» в каком-либо качестве?
—
Я хотел бы, чтобы в Питере сконцентрировались игроки, выступавшие за
петербургские команды в прошлом. Могу сказать, что Захара Пашутина
приглашали в «Зенит-Фарм», в нашу команду Суперлиги-1. В этом
направлении велись переговоры. Нам нужны объединяющие имена для
подготовки резерва.
Петербургский баскетбол в прошлом классно
работал, поставляя кадры для отечественных сборных. У нас не чистое поле
– у нас было прекрасное здание. Потом многое забылось. Как учит
история: после великого короля часто бывает междоусобица. После великого
ленинградского тренера Владимира Кондрашина начались усобицы,
навредившие городскому баскетболу. По-моему, пришло время снова
объединять петербургский баскетбол. И «Зенит», и «Спартак» — хорошие
объединяющие начала, но также нужны имена. Такие, как Пашутины.
— «Зенит» получит «СИБУР Арену» в полное распоряжение? Сможет беспрепятственно тренироваться на большой арене этого стадиона?
—
Да, именно так. Мы, наконец-то, получим домашний стадион. В минувшем
сезоне мы, фактически, все матчи провели на выезде. Болельщики свои — а
остальное чужое. Порой команде за день до игры не давали потренироваться
в «Юбилейном! Из-за хоккея.
— Мы разговаривали с
представителями администрации «Юбилейного». Они говорят, что у вас была
возможность перед началом сезона заказать «окна» в нужном объеме. Хоть
несколько дней до матча.
— Было довольно много переносов игр и неопределенности. Там, где могли, мы сводили неопределенность к минимуму.
— Руководители ФК «Зенит уже оценили выступление баскетболистов? Президент «Зенита» Сергей Фурсенко высказался?
—
Сергей Фурсенко был на нескольких матчах по ходу сезона. У нас на играх
иногда собирался кворум совета директоров клуба. Они признали, что
баскетбольный клуб добился результата. С имеющимся бюджетом и сумятицей,
сопровождавшей подбор состава, бронза — это результат.
Кстати, у
меня был контракт с «Зенитом» на один год — сейчас договор истекает. Я
пришел как кризисный менеджер, и, считаю, я выполнил свою задачу.
«Зенит» существует. «Зенит завоевал медали.
— Вы хотите остаться?
— Пока без комментариев.