Отказ НХЛ отпускать своих игроков на Олимпиаду словно машина времени возвращает нас в прошлое. Жаль, что другую машину — великую, красную – уж не вернуть. Но веру в чудо не убить, особенно если волшебная мечта уже когда-то сбывалась. И так ли уж важно, какой национальности эта самая мечта?!
Убить Билла
В 1980-м на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде американские студенты, сенсационно обыграв непобедимую — как казалось — «Красную машину», сделали сказку былью. Теперь же, вполне возможно, настала эпоха возрождения студенческого хоккея на Олимпийских играх. Американцы всерьез рассматривают вариант высадки в Корее молодежного десанта. Даже на чемпионаты мира, где можно без проблем собрать полный комплект мастеров из НХЛ, Штаты отправляют группировку салаг.
Смогут ли заокеанские «студенты» из США (об их канадских сверстниках мы расскажем отдельно — они, конечно, посильнее будут), случись им поехать в Пхенчхан, дать там бой сборной России, составленной из представителей КХЛ? Если это произойдет, то… удар по нашей лиге будет сокрушительным. Так что давайте разбираться, насколько вероятен ремейк «чуда 1980».
Результаты последних лет еще раз убедили в том, что «молодые стрелки» могут обыгрывать опытных бойцов. По итогам минувшего сезона сборная России дважды встречалась с задорными американцами. В сентябре на Кубке мира в Торонто все лучшие силы России сошлись в противостоянии с молодыми звездами Северной Америки — игроками не старше 23 лет. Невероятно, но факт: штатовцев там было даже больше, чем канадцев (12 против 11).
И хотя Россия выиграла тот матч (4:3), молодые звездочки возили опытных «звездунов» почти всю игру. Спасибо вратарю Сергею Бобровскому, тащившему все, что можно и нельзя.
Между тем совсем недавно — на групповом этапе чемпионата мира — сборная США тоже была значительно моложе России. Средний возраст «юсовцев» составил 22,7 года, а россиян — 24,6. При этом обратите внимание: американские «детки» превосходили более возрастных игроков России в габаритах (средний рост — 188 см против 185, средний вес — 91 против 89).
Удивляться этому, разумеется, не стоит. Ветераны СКА с улыбкой вспоминали, как им доставалось от молодых американских верзил-студентов в товарищеских матчах. В Лейк-Плэсиде парни Брукса тоже превзошли дружину Тихонова в силе и «физике».
В Кельне сборная США села на своего любимого конька. Знарок тоже приверженец жесткого, энергичного стиля, но что поделать, если в команде противника игроки пусть и менее мастеровитые, но к силовой манере более приспособлены?! В силовой сшибке американцы наших превзошли — как и по числу голевых моментов. «Могли проиграть и 0:10», — вспоминал потом наш кипер Андрей Василевский, так что, получив в итоге 3:5, мы еще легко отделались.
Ну а самая яркая «карточка на память» аналогичной дуэли датирована 2012 годом. Пять лет тому назад в четвертьфинале чемпионата мира в Хельсинки полумолодежный состав Америки буквально уничтожил звездную сборную Билялетдинова — 8:3. Россию Билла от позора тогда не спасли даже Овечкин с Ковальчуком.
Сын Бродера, племянник Мессье
Естественно, решение вызвать на Олимпиаду, как встарь, хоккеистов из студенческой лиги будет со стороны американцев большой наглостью. Но, как известно, смелость города берет, а ее — и хорошей спортивной наглости — атлетам из этой страны не занимать.
Федерация хоккея США не скрывает своего прохладного отношения к Играм в Пхенчхане, а значит, команда студентов — вовсе не фантастика. Вопрос в том, кого брать.
В 1980-м Херб Брукс выстроил целую стратегию психологического отбора кандидатов в сборную, а затем долгие месяцы готовил ее к домашней Олимпиаде. Сейчас, само собой, такого не будет. И все же психология победителя вкупе с умением переносить нагрузки, сражаться через боль наверняка станет краеугольным камнем и нынешнего отбора.
Если парень рос в спортивной семье, с юных лет впитывая от старших то самое победное мышление, из него, скорее всего, выйдет толк. Ну и, кроме всего прочего, это ведь очень красивая история, когда «ремейки» творят дети знаменитых отцов. Как показывает практика, природа отдыхает на тех, кто сам предпочитает отдых пахоте на тренировках. Гениальность родителей здесь ни при чем.
Среди хоккеистов студенческой лиги США (NCAA) выделяется целая плеяда ребят, мечтающих стать наследниками славы своих родителей. Так, сын знаменитого канадского вратаря Мартина Бродера — Джереми Бродер, — имеющий двойное гражданство, готов играть за сборную США.Вспоминается история Бобби Халла и его сына Бретта. Отец блестяще играл за Канаду, тогда как Золотой Бретт выбрал Америку.
Из той же оперы история нападающего команды Гарвардского университета Люка Эспозито. Нетрудно догадаться, кто его родственник, однако самым близким сородичем Люка является не Фил, а… Марк Мессье, приходящийся ему дядей. Неспроста приз НХЛ за лидерские качества носит имя Мессье. Марк, несомненно, научил племянника чему-то, и Люк имеет шанс это продемонстрировать.
Пора напряженности между Чехословакией и СССР позади — нет уж давно и этих стран, и все-таки американский чех в матче с Россией добавит перца. Сын Петра Климы — юный Келли Клима — на виду в Юниорской лиге Квебека. В свою очередь, защитник «Сарнии» Келтон Хэтчер — сын Дериана Хетчера и племянник Кевина Хетчера (оба в составе сборной США выиграли Кубок мира — 1996). Он — один из самых жестких и непроходимых оборонцев лиги Онтарио. Другой защитник, Кейси Фитцджеральд, представляющий колледж Бостона,— сын Тома Фитцджеральда. Вообще Кейси с семейкой повезло: его кузены — легенда девяностых Кейт Ткачук, а также свежеиспеченный «могильщик» сборной России Кевин Хэйс, забивший в ворота Василевского на ЧМ-2017 две шайбы.
Одноклубник Фитцджеральда — Мэтт Гудро — тоже в родстве с нынешним хоккеистом «Ю-Эс Тим». Его брат — восходящая звезда Джонни Гудро, игравший на Кубке мира за молодежь и на чемпионате мира тоже изрядно насоливший сборной России. В отличие от двух упомянутых выше, Кристиан Воланин из университета Северной Дакоты в плане амплуа пошел по стопам старшего в семье — своего отца, известного в прошлом хоккеиста Крейга Воланина. Крис обещает стать приличным защитником.
Препод и зачет
Любители хоккея со стажем, услышав следующие фамилии студенческих форвардов, погрузятся в ностальгию. Мичиганский центрфорвард Скайлер Бриндамор — сын Рода Бриндамора, «зажигавшего» в «Филадельфии» и «Каролине». «Мозговой центр» Гарварда Райан Донато — сын экс нападающего «Бостона» Теда Донато. Крайние же нападающие Кайл Маклин, выступающий за «Ошаву» в лиге Онтарио, и Роб Карпентер из Бостонского университета,— сыновья, соответственно, известных прежде всего по игре за «Нью-Джерси» Джона Маклина и Бобби Карпентера.
Если же говорить о том, кто из нынешних «школяров» главный кандидат в вундеркинды… Выделим нескольких парней, входящих в число фаворитов грядущего драфта НХЛ.Это вратарь университета Бостона Джейк Аттинджер, защитник из Нью-Хэмпшира Макс Гилдон, а также нападающие — Кейси Миттельстадт из вуза Миннесоты, Кайлер Ямамото («Спокейн», Западная лига), Райан Пелинг (университет Сент-Клода) и Джейсон Робертсон («Кингстон», Онтарио). Ярче прочих выглядит Миттельстадт — за этим технарем стоит последить.
А вот Андерс Бьорк из университета Нотр-Дама уже нашим болельщикам известен. Он был в составе сборной США на недавнем чемпионате мира одним из «сыновей полка», набиравшихся опыта. Если Бьорк поедет в Корею, там он, безусловно, выступит уже в роли если не отца, то дядьки.
Разумеется, «папу» можно найти и среди играющих в Европе. Жаль, что повесил коньки на гвоздь Брэндон Боченски, а Найджелу Доузу, думается, самому теперь жаль, что он выбрал сборную Казахстана, — мог бы побороться за что-то серьезное на Олимпиаде в составе американцев. В целом кажется разумным, если студенческий состав разбавят несколько опытных бойцов из Старого Света. Возможен и обратный вариант, при котором европейский костяк дополнят студенты. Решать здесь тренерам сборной США, которые всегда доверяли молодежи.
Да, от мудрости наставника – как говорят студенты, препода — тут зависит очень и очень многое. «Чудо 1980» в Лейк-Плэсиде стало возможным благодаря тренерскому и педагогическому гению Херба Брукса. Найдется ли второй Херби — вот, черт возьми, главный вопрос во всей этой пока еще гипотетической истории. Если сыщется новый гений, то и студенты будут правильными, и «зачет» получат. Большая педагогика — без нее никак!