Футбольная машина в прошлом. Сборной Германии снова нужно бороться за любовь народа

Что ждет сборную Германии на Евро-2024?

Футбольная машина в прошлом. Сборной Германии снова нужно бороться за любовь народа - фото

Фото: DPA

Десять лет назад сборная Германии стала чемпионом мира. Тот успех был абсолютно заслуженным, так как для него сложились важные факторы: в команде были зрелые мастеровитые игроки, которых главный тренер на протяжении нескольких циклов готовил к кульминации.

На самом турнире в Бразилии немцы показали не только мастерство, но и характер в матчах, когда все висело на волоске, как в 1/8 финала c Алжиром. Да и финал был, что называется, до первого нервного срыва. От той сборной «номер 1» в заявке на европейский чемпионат 2024 остались три игрока: Мануэль Нойер, Тони Кроос и Томас Мюллер (на фото). Кто они – полноправные участники или элементы геральдики – узнаем совсем скоро.

Muller_2.jpg

Последний успех сборной Германии – победа на Кубке Конфедераций в Санкт-Петербурге в 2017 году. Начав путь обновления, тренер-победитель Йоахим Лев смог одолеть лишь половину пути. Любая, даже самая успешная работа рано или поздно завершается выгоранием. Особенно если сталкиваешься с чем-то принципиально новым. Например, поколением.

После блистательного 2014-го казалось, что немцы со своей отстроенной системой подготовки молодежи с вершины уже не слезут. Но стоило понаблюдать за юношескими командами на международных турнирах, чтобы заподозрить неладное. Раз от раза там выступали команды все сырее и сырее. Нет, дрессировать мяч и бежать в прессинг плюс-минус умели все, но не по годам зрелых лидеров не просматривалось. Настолько, что Месут Озил c юношеского Евро 2007-го года казался представителем поколения 70-х.

В 2018-м случился первый «ой» – бундестим не вышла из группы на чемпионате мира в России. Затем едва не повторила номер на Евро в 2021-м, а в Катаре уже окончательно пошла ко дну, хотя в ней уже и не было Йоахима Лева, который, как считали многие специалисты, не смог перестроиться в общении с «совсем другой» молодежью.

И сейчас точно не ответишь на вопрос – вовремя ли домашний чемпионат пришел к сборной Германии? С одной стороны, именно воодушевление и объединение народа вокруг бундестим стало импульсом для роста в 2006. С другой, можно ли после мегапровала вот так сразу запрыгнуть обратно на трон. Да и народ, и отношение к сборной уже слегка другие, чем 10, и тем более, 18 лет назад…

Путеводитель по Германии-2024. Группа A: Легенда «Реала» завершит карьеру трофеем со сборной?

Сейчас у Германии есть игроки, которые интересные всем европейским топам. А принципиальнее то, что в первую очередь эти самые европейские топы интересуют их самих. Для того чтобы достичь успеха 2014-го, нужно уметь больше, чем продавать себя. И именно для этого в футболе все еще ценится профессия тренера.

По словам чемпиона мира Филипа Лама написанным в одной из колонок для Die Welt («Спорт День за Днем» публиковал некоторые из них), Юлиан Нагельсманн был приглашен, чтобы принести команде баланс, стабильность, иерархию, лицо и стиль. Что такое концентрация на общем успехе наглядно показала сборная Марокко Валида Реграги на ЧМ-2022, которая вошла в четверку, пока немцы занимались растяжкой транспарантов.

Nagelsman.jpg

Но одно дело рвануть из шкуры андердогов, с другой – принести праздник, кроме которого ничего не ждут. При всем уважении к харизме и методикам Нагельсмана, ему еще ни разу не удалось создать топ-команду, которая побеждает. «Лейпциг» дошел до статуса претендента, но «Баварию» так и не догнал. А когда Юлиан получил пост в Мюнхене, случились те самые недопонимания с игроками, которые сожгли не одного интересного тренера.

Самое главное: если в 2006-м футболистам нужны были новые идеи, технологии, советы и сопровождение по восстановлению, то сейчас сборной Германии наоборот бы самое время вернуться к «корням», чтобы снова стать частью общества, которое сочтет престижным ассоциироваться со своей национальной командой. Зарплаты игрокам и тренерам, выросшие по сравнению даже с 2014-м в десяток раз, не способствуют сближению, особенно когда не релевантны результату. Для футболистов, которые получают между 10 и 20 миллионами евро за сезон, бонусы по итогам достижений на Евро могут показаться жалкими.

Следовательно, нужны другие стимулы, и Нагельсманн тот, кто должен найти их в своем тренерском багаже, построенном на работе с немалыми бюджетами. Впрочем, без прямой ответственности за конечный результат.

Да, набор игроков, способных претендовать, у Германии есть, пусть не сказать, что выбирать приходится из россыпи – когда нужен боец на острие, выясняется, что кроме 31-лтнего Фюллькруга с приклеившейся было репутацией игрока для «лифтов», никого и нет. Но в любом случае, из ряда звонких «я» следует сделать «мы». И только тогда этот домашний Евро будет иметь для немцев смысл. Время-то уходит. Смотрите, Киммиху уже 29…

У Германии достаточно нового накопленного опыта, чтобы комбинировать в себе разные добродетели. Иностранные тренеры, работавшие с немецкими командами (в первую очередь Хави Алонсо, добившийся «дубля» с «Байером») обычно несут в игру структуру и порядок, тогда как местные в большинстве своем по-прежнему упирают на менталитет. Неудивительно, что футболисты, мечтающие о карьере, все чаще покидают бундеслигу, а тот же Киммих вместо того, чтобы стать мега-звездой, остается при авансах, выданных уже много лет назад.

Да, вы хотели, чтобы гегемония «Баварии» рухнула, но когда она была сильнее, своя лига ценилась выше своими же. А что говорили со стороны – без разницы. Да, «Бавария» и «Боруссия» вошли в этом сезоне в четверку сильнейших в Лиге чемпионов, последняя даже играла в финале. Но этот турнир уже давно глобальное шоу, чем ярмарка достижений футбольных наций. К чемпионату Европы он не имеет никакого отношения. Как не имеет отношения к сборной Германии прозвище «футбольная машина». Это уже давно не так.


Источник

Loading