Когда-то в обширных кругах российских автомобилистов увлекательные истории про «контролируемый занос» воспринимались как шутки и анекдоты. Теперь дрифт — одна из самых процветающих дисциплин отечественного автоспорта со своими турнирами, сезонными сериями и мощными командами знаменитых брендов.
Главное — громадная аудитория, превосходящая фанатов многих игровых видов спорта. Самый знаменитый российский канал о дрифте zaRRubin насчитывает более миллиона подписчиков и многомиллионные просмотры роликов. Говорят, что на нём выросло молодое поколение нашего дрифт-сообщества, а 30+ вдохновлялись «Токийским дрифтом» с Лукасом Блэком.
Это только один канал. Многие российские гонщики ведут собственные видеоблоги, и на турниры собираются тысячи зрителей, там, где это возможно.
Широко распространено мнение, что дрифт-культура зародилась в Японии в 1970-х. Многие источники яростно оспаривают это, утверждая, что впервые дрифтовать начали европейские гонщики «Формулы-1» еще в первой половине XX века. А японцы, дескать, подсмотрели и вдохновились. Как бы то ни было, именно в Японии дрифт превратили в образ жизни. Горные серпантины Страны восходящего солнца со сложными поворотами — идеальное место для этого занятия.
По сути, нынешние трассы для дрифта напоминают горные тропинки, где полвека назад рубились автосамураи. Из Японии новая субкультура просочилась в США, а затем стала известна по всему миру. В чем секрет успеха? Это, пожалуй, самый зрелищный из всех видов автогонок с точки зрения массового зрителя. Никаких многочасовых заездов и мудреных правил зачета. Только динамичная гонка здесь и сейчас с умопомрачительными спецэффектами.
На минувших выходных «Сочи Автодром», бывший формульный, принял финальный раунд Гран-При Российской Дрифт Серии-2023. Это старшая, самая крутая и престижная российская серия для дрифтеров.
В Гран-при участвуют сильнейшие пилоты и самые сильные команды до трёх пилотов в каждой. Жесткая конкуренция в командном зачёте отличает российский Гран-при среди мировых серий, потому что личная конкуренция никого не удивляет.
Правила начисления очков в дрифте специально устроены, чтобы избежать болезни гоночных серий: когда фаворит на мощной машине побеждает задолго до финала и может вообще не стартовать в последних гонках. Здесь на этапах применяется система плей-офф: дрифтеры разбиты по сетке на пары, один выходит в следующий раунд. Таким образом, лидер сезона всегда может отлететь в 1/32 финала и рухнуть в середину сводной таблицы.
В нынешнем сезоне Российской Дрифт Серии к последнему сочинскому этапу четверо гонщиков сохраняли примерно равные шансы на чемпионский кубок. У всех четверых совершенно разные истории и пути. Пятый претендент имел чисто математические шансы, которые испарились сразу после квалификации. Положение в командном зачете сложно оценить, ведь заранее не предскажешь, кто на кого выйдет по сетке.
Турнир по дрифту проводится по сетке плей-офф. Каждая пара гонщиков состязается, победитель проходит в следующий круг до финала. Не нужно обгонять и таранить соперника.
Противники совершают два заезда: сначала один впереди, другой сзади, затем наоборот. Задача лидера — пройти дистанцию по судейскому заданию на максимально возможной скорости, придерживаясь нужной траектории и выполняя управляемые заносы под большими углами.
Угол в каждой зоне определяют судьи и записывают в судейском задании. И не всегда разрешают большой угол, если это мешает сопернику сохранять траекторию при преследовании. Задача преследователя интереснее: ему нужно повторять движения лидера, ни в коем случае не отставая.
В идеале преследователь зеркально повторяет лидера, двигаясь почти что борт в борт, будто тень — тогда заезд выглядит потрясающе эффектно. После двух заездов судьи, профессиональные гонщики, выбирают победителя. Может быть объявлена ничья и назначен тай-брейк — еще один заезд после завершения всех стандартных дуэлей круга.
Зрителям это нравится, потому что ничейные заезды обычно выглядят максимально круто. Разумеется, велик риск столкновения, либо простой поломки, ведь машины едут на пределе технических возможностей, а пилотов часто слепит дым от шин. Поэтому у трассы всегда дежурит эвакуатор.
Дрифт — недешевое и непростое хобби, поскольку машины часто повреждаются, а расход крошащихся шин за сезон просто ужасающ. Для увлеченных это не беда, но гонщики высшего уровня часто работают в командах крупнейших брендов как в России, так и в мире. Например, в Российской Дрифт Серии выступает команда Лукойла, однако большинство команд основано успешными гонщиками.
К финальному этапу на главный приз реально претендовали трое россиян, в том числе Георгий Чивчян, а также Чарльз НГ из Гонконга. Теоретические шансы сохранял любимец публики Дамир Идиятулин, но, как сказано выше, обнулились еще до основной гонки. Все четверо лидеров совершенно не похожи друг на друга.
Георгий Чивчян, он же ГочаЖивая легенда мирового дрифта. Кумир фанатов, победитель всего на свете, покоритель Японии, рекордсмен автодромов, хедлайнер любого старта. Проповедник зрелищного стиля дрифта на своей ярко-желтой Ниссан Сильвии. Против Гочи болеют только те, кто принципиально поддерживает темных лошадок и терпеть не может длительные чемпионские серии. Все остальные его обожают. В том числе и за скромность: многократный чемпион мало изменился с тех времен, когда тратил на ремонт машины всю зарплату.
Легионер серии Чарльз НГВозможно, самый техничный пилот пелотона, мастер восточных автомобильных искусств. Редкий пример гонщика, выступавшего одновременно на высоком уровне в кольцевых гонках и дрифте. Обычно выбирают что-то одно, как по соображениям логистики, так и по зову души. Ездит на российском гиперкаре Flanker F, проекте Сергея Кабаргина. Судя по тому, как ездит, проект удался.
Наконец, Евгений Лосев, он же ЛосьЧасто невезучий, но всегда добродушный любимец публики, мастер эффектных заездов и постгоночного разговорного жанра. Знаменит афоризмами, особенно фразой «День бывает, ночь бывает», которая идеально подходит в любом непредвиденном случае. Например, когда двигатель не заведится прямо перед финалом. Лосеву, как футбольному «Краснодару», вечно что-то мешает выиграть чемпионство, но все знают, что рано или поздно наступит день, и он это сделает.
Вот такая борьба индивидуальностей, которая растянулась на два дня под ослепительным сочинским солнцем на глазах у полной трибуны формульного автодрома. Полный аншлаг, около десяти тысяч зрителей в общей сложности за два дня (билеты продавались как на один день, так и на оба). Сочинская трасса весьма сложная, поэтому мелких столкновений хватало, но фавориты оправдали все ожидания. Каждый по-своему.
Лосев выбыл в Топ-16 (то есть во втором круге основной сетки), зато показал одни из лучших заездов всего этапа. Чарльз НГ идеально и ровно прошел первые раунды, однако уступил более рискованному Андрею Астапову, который загонял свой Lexus до предела возможного и сумел пройти по очень сложной траектории.
Гоча стал первым и единственным четырехкратным чемпионом Гран-При Российской Дрифт Серии, а его команда TAKAYAMA FORWARD AUTO второй год подряд выиграла командный зачёт.
Дрифт — зрелищное и уютная субкультура. Перед этапом гонщики выстраиваются в линию трассы — это называется парад — и с удовольствием дают автографы фанатам. После гонок разъезжаются кто на уцелевшей машине, кто на мотоцикле, а кто и на самокате прямо у тебя на глазах.
Особенно красиво, когда дело происходит на огромном автодроме, а гоночных колец высшего уровня в России всего три: Автодром Сочи, Игора под Петербургом и легендарное столичное кольцо Moscow Raceway у Волоколамска, принимавшее множество событий. Есть немало других трасс, но уровень их ниже. Чем их больше, тем проще пилотам, а как сказал руководитель Российской Дрифт Серии Дмитрий Добровольский: «Турниры по дрифту делают обстановку на российских дорогах лучше». Когда есть где спустить пар, незачем устраивать ад на шоссе.