Финал Кубка Стэнли — главное событие сезона в мировом хоккее, проверка мастерства по гамбургскому счету. Серия до четырех побед — это вам не финал из одного матча, где зачастую правит бал его величество случай. Здесь — настоящие тренерские шахматы, где нужно уметь предугадывать мысли противника на несколько ходов вперед и, разумеется, своевременно и точно на них реагировать. Вот только, в отличие от шахматной доски, на ледяной площадке играют живые люди. И пусть те, кто добрался до финала, кажутся порой железными— в конце концов, даже металл устает. Человеческий фактор, несомненно, играет большую роль в этой сшибке характеров, умений, воли… Словом, предвкушая и представляя финальное противостояние «Питтсбурга» с «Нэшвиллом», мы попробуем выяснить, кто из оппонентов подошел к решающим битвам в лучшем состоянии.
Вратари
Два великана
Давно подмечено, что голкипер в плей-офф стоит половины команды. Есть тут, правда, нюанс. Один-то ведь в поле не воин — даже Гашек или Третьяк, и то, насколько грамотно вся дружина помогает своему стражу, дает нам в остатке хорошие (или не очень) сухие цифры вратарской статистики.
Символично, что в финале нас ждет противостояние двух титанов. В финале Кубка Гагарина мы тоже лицезрели битву титанов — высоченных Коскинена и Кошечкина. Главный же герой нынешнего Кубка Стэнли — тоже огромный финн Пекка Ринне.
34-летний «хищник» (195 см, 98 кг) опытнее 23-летнего «пингвина» Мэтта Мюррея (194 см, 81 кг). Мэтт, выступавший на Кубке мира за команду молодых звезд Северной Америки, действительно звезда восходящая, тогда как Пекка давно уже утвердился в звездном статусе в НХЛ.
Мюррей молод, а потому на сто процентов еще не сформировался — ни психологически, ни физически. Он набирает мышечную массу и кубковый опыт, причем победный. В прошлом сезоне — своем дебютном в лиге — он стал главным открытием плей-офф, сумев вместе с «Пингвинами» добраться до заветного трофея. Значит ли это, что вся теория о важности вратарского опыта в матчах на вылет рушится как карточный домик? Нет, естественно. Прорыв Мюррея — скорее исключение из правил, потому-то Мэтта и назвали сенсацией.
В нынешнем сезоне два голкипера «Питтсбурга» — матерый Марк-Андре Флери и вышеупомянутый Мюррей — играли примерно поровну. В «регулярке» чаще на льду появлялся Мэтт, в плей-офф — Марк-Андре, однако причина кубковой перестановки вынужденная — травма Мюррея. Когда последний вернулся в строй, быстро выяснилось, что он надежнее нестабильного Флери.
Что же до сменщика Ринне — другого финна, Юусе Сароса, — то ему в плей-офф Лавиолетт даже шанса не предоставил. Миниатюрный Сарос — полная противоположность Ринне в плане габаритов и техники. Юусе — этакий Максим Соколов, и тот факт, что вратарь небольшого роста востребован в нынешней НХЛ, говорит о нем многое. Однако шансы Сароса засветиться в финале, в отличие от того же Флери, практически равны нулю.
Горелый «блин» и горячая «девятка»
Сравнивая же первых номеров, отметим самое интересное. Дело в том, что Ринне и Мюррей, оба играющие в гибридной манере, работают на разных козырях. Впрочем, перечислять все плюсы двух этих элитных киперов дело долгое. Обратим лучше внимание на «ахиллесовы пяточки», ведь именно по ним их будут чаще всего бить соперники, несомненно, проанализировавшие сильные и слабые стороны голкиперов.
Ринне, как показывает практика, практически невозможно забить в «ловушечную» сторону. Со стороны «блина» шансов тоже немного, но они есть. Пекка, кстати, на «блин» особенно не надеется и при любой возможности пытается извернуться и сыграть ловушкой — лежа и стоя, справа и слева, в любом положении.
Бросая низом, лучше целить в правый от Пекки угол — там финн не так надежен, как слева. Можно попытаться пальнуть и в «домик» — случается, что высоченный Ринне не успевает свести щитки. Наконец, финский голкипер не очень любит рисковать на выходах, задерживаясь с ними. С одной стороны, желание свести опасность к минимуму похвально, с другой — при входе соперника в зону вбросом такая осторожность Пекки иногда оборачивается против него. Без помощи вратаря защитники не успевают добраться до шайбы раньше форвардов противника, и те, быстро доставляя шайбу из угла на «пятак», создают голевой момент. Ринне не очень любит кататься, но клюшкой работает блестяще и выдать пас в контратаку может легко.
У Мюррея все иначе. С ловушкой он дружит меньше, чем с «блином». Прошивают Мэтта чаще добиванием после отскока шайбы от ловушки — в левый нижний угол. Если же бить по «девяткам», то выцеливать больше смысла имеет над правым плечом Мюррея — в район черенка клюшки.
Наконец, молодого вратаря «Питтсбурга» ставят в трудное положение быстрые контратаки противника с резкими горизонтальными переводами с фланга на фланг и выстрелами в касание. Перемещается от штанги к штанге канадский увалень не так стремительно, как финн.
Сопоставляя статистику Мюррея и Ринне в плей-офф, отметим выдающиеся цифры там и там. У Мэтта цифры получше, но связано это с непредставительной выборкой: из-за травмы он провел в текущем Кубке Стэнли всего пять матчей, тогда как в активе Ринне уже 16 встреч.
Итого. Мэтт Мюррей. Слабые места: ловушка, левый нижний, правый верхний, фланговые прорывы. Пекка Ринне. Слабые места: «блин», правый нижний, «домик», игра на выходах.
Полевые игроки, тренеры и тактика
Ультра-Лавиолетт и «Золушка»
Питер Лавиолетт, три года назад сменивший у руля «Нэшвилла» другого мэтра тренерского цеха Барри Тротца, сумел зажечь команду. Лавиолетт всегда привносит в коллектив какую-то чудесную энергию. В 2006м он выиграл заветную чашу с «Каролиной», и в хоккее того созыва «Ураганов» чувствовалась какая-та магия.
В 2010-м Лавиолетт «включил» волшебство уже в «Филадельфии». Добыв путевку в плей-офф в серии буллитов последнего матча «регулярки» с «Рейнджерс», «Летчики» затем добрались до финала, попутно вытащив серию с «Бостоном» с 03 (а седьмой матч — с того же счета 0:3). В финале, правда, чудесного света ультра-Лавиолетта не хватило — признанный фаворит, «Чикаго» Кейна и Тэйвза, оказался сильнее.
И вот сказка Лавиолетта продолжается! «Нэшвилл», занявший на «Западе» крайнее кубковое восьмое место, начал с того, что разобрался с тем самым «Чикаго» (привет от Лавиолетта). Не ушел от Питера ни «Сент-Луис» Тарасенко, ни «Анахайм» Гетцлафа и Перри.
В чем секрет Лавиолетта? Прежде всего в заряженности на игру и скорости реакции. Прекрасно, когда тренер разработал план перед игрой и эта схема работает. Но как быть, если что-то пошло не так и противник что-то поменял? Вот тут-то и начинает работать гений Питера, умеющего быстро скорректировать тонкие настройки — тактики позиционной игры, быстрых прорывов, состава звеньев, прессинга…
Лавиолетту 52 года, его визави Майк Салливан на три года моложе. Кажется, что Салливан, ставший наряду с Мюрреем открытием Кубка Стэнли — 2016, не очень опытен. На фоне Лавиолетта это верно: в активе Салливана всего четвертый сезон в НХЛ в качестве главного тренера. В давние локаутные времена он руководил «Бостоном», после чего надолго переквалифицировался в ассистенты, пока не получил шанс в «Пенс», где в роли главного вообще проводит первый сезон. В середине предыдущего чемпионата его, словно салагу, вызвали на подмену из АХЛ, и пошло, точнее — поехало, причем очень быстро.
История Салливана тоже в чем-то сказочная — напоминает
«Золушку». Майк, несмотря на молодость, больше полагается на фундамент предыгровых
установок и по ходу встреч тасует звенья и меняет стратегию не так охотно, как Лавиолетт.
Поэтому предположим, что в первых периодах преимуществом завладеет «Питтсбург»,
зато в третьих инициативу чаще будет перехватывать «Нэшвилл». Это в общем-то вписывается
в «чудесную» концепцию «Хищников».
В целом же стоит ожидать очень горячего хоккея, высокой
энергии. Обе команды очень плотно прихватывают противника в своей зоне, не давая
тому свободного пространства. Из сказанного вытекает, что дальние броски защитников
будут не столь эффективны — перед синей линией свободы «стрелки» не получат. Логичнее
искать счастья на пятачке, ведь оборона тех и других действует очень широко.
Высокая энергия
Из обороны в атаку резвее переходит «Питтсбург», что, в
сравнении с более осторожным «Нэшвиллом», медаль о двух сторонах. Аккуратные «Хищники»,
в обороне «пляшущие» от линии шайбы, беспощадно наказывают за «обрезы».
По части форчекинга и те и другие придерживаются схожей
схемы — агрессивный прессинг 1—2—2 в чужой зоне. В нейтральной же финалисты обороняются
по-разному: Лавиолетт ставит ловушки у чужой синей линии, в то время как Салливан
предпочитает зажимать у красной.
При игре в неравных составах «зонтик» бригады большинства
«Питтсбурга» наткнется на пассивную коробочку «Нэшвилла» (для последней такой расклад
— далеко не лучший). В меньшинстве же «Пингвины» очень активно мешают защитникам
соперника, что с учетом ставки «Предаторз» на бросковые розыгрыши видится удачным
выбором. В общем, вывод такой: умелые «меньшевики» «Нэшвилла» не так хороши, как
«большевики» «Питтсбурга».
Плюс к этому — у «Питтсбурга» при реализации лишнего (Малкин,
Кросби, Кессел, Гентцель, Штрайт, Дейли, Шульц, Шири, Раст) и нейтрализации меньшинства
(Коул, Дюмулин, Бонино, Хагелин, Хэйнси, Маатта, Каллен) действуют абсолютно разные
хоккеисты, как защитники, так и нападающие. У «Нэшвилла» же, особенно после травм
Йохансена и Фиалы, в спецбригадах одни и те же бойцы (Йоси, Суббан, Экхольм, Эллис,
Форсберг, Фишер, Ярнкрок). Это значит, что уставать нэшвильские лидеры будут быстрее,
что при игре в энергетический хоккей может быть решающим фактором.
Наконец, ситуация с травмированными тоже в пользу «Пенс».
Да, их лучший защитник Летанг серьезно травмирован, кроме того, под вопросом участие
в финале форварда Хорнквиста. Зато в строй вернулся другой разносторонний швед —
Хагелин.
У «Нэшвилла» все сложнее. В списке травмированных — их
лучший центрфорвард Йохансен, а также снайпер Фиала. Более того, не полностью залечили
повреждения еще два ключевых форварда — Смит и капитан Фишер. Впрочем, героизма
и бойцовских качеств обоим должно хватить, чтобы выйти биться в финале до последней
капли крови.
Мы ни слова не сказали о двух суперзвездах этой серии —
великолепных центрах «Питтсбурга» Сидни Кросби и Евгении Малкине. Нужно ли? О них
за последние годы написаны целые тома. Партию золотоискателей во главе с Сидни все
еще лихорадит не по-детски — подавай им новый трофей.
«Нэшвилл» между тем доказал, что умеет выключать из игры
любых звезд. Защитники — во главе с универсалами Йоси и Суббаном и креативным Эллисом
— у них посильнее питтсбургских без Летанга. Как, думается, и вратарь. Нападение
же — особенно с учетом травмированных — намного мощнее у «Пенс». Вот и поглядим,
что сильнее — питтсбургская коса Малыша Сида и Джино или нэшвилльский камушек Ринне.
Итого. «Питтсбург». Козыри: большинство, нападение, гибкость состава.
Слабые места: защита, меньшинство, коучинг. «Нэшвилл». Козыри: вратарь, меньшинство, защита. Слабые
места: нападение, свежесть и специфика спецбригад, травмы.
Календарь финала Кубка Стэнли
30 мая (вторник)
«Питтсбург» — «Нэшвилл» (1-й матч, 03.00 МСК)
1 июня (четверг)
«Питтсбург» — «Нэшвилл» (2-й матч, 03.00)
4 июня (воскресенье)
«Нэшвилл» — «Питтсбург» (3-й матч, 03.00)
6 июня (вторник)
«Нэшвилл» — «Питтсбург» (4-й матч, 03.00)
9 июня (пятница)
«Питтсбург» — «Нэшвилл» (5-й матч*, 03.00)
12 июня (понедельник)
«Нэшвилл» — «Питтсбург» (6-й матч*, 03.00)
16 июня (пятница)
«Питтсбург» — «Нэшвилл» (7-й матч*, 03.00)
* Если потребуется
Надежность вратарей: Мэтт Мюррей против Пекки Ринне
Как забивали основным вратарям финалистов Кубка Стэнли — Мэтту Мюррею («Питтсбург») и Пекке Ринне («Нэшвилл») — в текущем сезоне. У Мюррея в этом чемпионате («регулярка» и плей-офф) 54 матча и 118 пропущенных шайб, а Ринне в 77 встречах пропустил 172 гола.