Широко известно, что финальный матч мужского волейбольного турнира на Олимпиаде-2012 в Лондоне вошел в число самых ярких спортивных событий последних лет. Российская сборная, уступая команде Бразилии со счётом 0:2 по партиям и находясь на грани поражения в третьем сете при 19:22, смогла отыграть два матчбола, выиграть следующие три сета и завоевать золотые медали.
«Невероятное случается», и очевидно, что эта удивительная и достоверная история рано или поздно должна была стать фильмом. Спустя одиннадцать лет после успеха соответствующая кинокартина была создана.
История началась с юности будущего главного тренера. Середина восьмидесятых, небольшой белорусский город. В то время сложный подросток Владимир Алекно стоял перед выбором: провести время с подобными ему хулиганами или отправиться на тренировку.
По всей видимости, сделанный выбор оказался удачным, что подтверждается последующим развитием событий, представленным в достаточно быстром темпе.
Спортивный интернат в Минске. Московский ЦСКА. Распад Советского Союза стал причиной того, что Владимир Алекно перешел во французский клуб «Тур» (путь к которому лежал через Болгарию и Италию, что, впрочем, не упоминается в фильме). Тяжелая травма привела к тому, что игрок стал тренером и выиграл с «Туром» чемпионат Франции.
Несмотря на то, что в 1991 году Алекно покинул не Россию, а Беларусь, в фильме его отправление происходит из Москвы – столицы Советского Союза, который в тот момент находился в процессе распада. Он завоевал бронзовую медаль на Олимпийских играх 2008 года. Также он работал в казанском «Зените». Одним из значимых событий стала игра в Лондоне.
Очевидно, фильм является визуализированной биографией Владимира Алекно (на фотографии). Однако, в этом случае необходимо сообщить об изменении концепции, и не следует представлять киноленту как историю о знаменитом финальном матче; ведь ту победу одержали не только главный тренер, но и его команда (что, собственно, в фильме не упоминается и не демонстрируется) и – для тех, кто не в курсе – игроки.
Если же перед нами не повествование о выдающейся победе, а биография великого человека (что, безусловно, разные вещи), то эта история изложена слишком скомкано и без достаточных деталей, с некоторыми двусмысленными и нетактичными намеками, которые будут понятны лишь тем, кто в теме.
Реабилитолога, молодую женщину (которая, к слову, не отличается особой харизмой), оказавшую помощь Алекно во Франции во время его восстановления после травмы, показывают чаще, чем других спортсменов на Олимпиаде. Что это, действительно, связано с финальным матчем?
Сценарий фильма оставляет желать лучшего и вызывает этические вопросы, а также имеются серьезные недочеты в подборе актеров. Часто говорят, что за каждым выдающимся мужчиной есть женщина, не менее достойная. Однако, наблюдая за игрой Юлии Ильиной, исполнившей роль жены Владимира Алекно, в образе успешной женщины с криминальным прошлым, в это поверить трудно.
Многие отмечают хорошую актерскую игру Дениса Шведова в главной роли, однако, на мой взгляд, подобное поведение нехарактерно для тренеров в спорте. Шведов с трудом анализирует ошибки игроков в финальной игре, его речь настолько медленная, что создается впечатление, будто он вот-вот заснет во время выступления. Так не выигрывают Олимпиады, «так играть неможно».
После окончания финального соревнования президент России, сам имеющий спортивное прошлое, в шутливой форме сделал упрек Алекно за использование ярких выражений в прямом эфире. При этом создатели программы, по всей видимости, предпочли не показывать этот, безусловно, интересный момент.
В эпизодических ролях можно выделить замечательных, а порой и блестящих актеров: Александра Лыкова, Александра Семчева, Игоря Костолевского, Сергея Газарова, Сергея Шакурова, Ирину Пегову, Игоря Миркурбанова. Однако, по всей видимости, им отведена недостаточно значимая роль. Каждый из них, вероятно, в соответствии со своим видением, успешно справляется со своей частью, но отдельные эпизоды не формируют единой истории, поскольку отсутствует четкая цель. Зачем это сделано? Для кого предназначено?
Кино – это синтетическое искусство, объединяющее литературу, визуальные эффекты, театральные элементы, музыку, компьютерную графику и многое другое, чтобы рассказать историю и передать определенное сообщение. О чем же повествует эта история?
В первую очередь, приходит на ум то, что наши операторы Андрей Найдёнов и Дмитрий Трифонов проявили себя как мастера съемки спортивных моментов. Что мотивирует людей, которые ради победы в таких матчах рискуют своим здоровьем (почти все участники того матча играли с травмами и впоследствии долго восстанавливались)? Какова цель этих прыжков в ширину?
В конце фильма, к удивлению зрителей, прозвучала композиция «С чего начинается Родина» (вокал исполнила женщина, а аккомпанировал детский хор). Для тех, кто помнит, как эту песню исполнял, например, Марк Бернес, это может показаться обидным.
Что подразумевается под понятием «Родина»? Полоцк? Москва? Казань? Белоруссия? СССР? Россия? Или, возможно, французский город Тур, где, согласно фильму, человека, получившего травму и получившего прогноз о неопределенности восстановления, бескорыстно поставили на ноги, взяв на себя все расходы)?
Словно искусный автор, управляющий ходом повествования, матч 2012 года являлся безупречным драматическим и сценическим событием. Нам внезапно предложили пересмотреть фильм, посвященный этой выдающейся игре. Ситуация напомнила анекдот о Рабиновиче, который исполнил арию Карузо.
Справка о фильме «Финал»
Режиссер: Петр Зеленов, Владимир Пресняков и Олег Пресняков
Сценарий: Владимир Пресняков, Олег Пресняков
Продюсер: Андрей Крылов, Александр Уманский, Виктория Рунцова и другие.
Оператор: Андрей Найденов
Композитор: Александра Магакян
Художник: Роман Михеев, Екатерина Павелко, Гуля Бейшенова и другие.
Возрастное ограничение: 12+
Длительность: 1 ч 31 мин
Фото: DPA; скриншоты из официального трейлера к фильму «Финал»