Руководитель Российской Дрифт Серии Дмитрий Добровольский рассказал, как автогонки помогают развивать промышленность
Руководитель RDS, вице-чемпион России по кольцевым гонкам Дмитрий Добровольский в беседе с корреспондентом «Спорта День за Днем» рассказал, как развивается отечественный дрифт в условиях санкций и почему такие чемпионаты улучшают обстановку на российских дорогах.
— Вы завершаете сезон в Сочи. Чем этот огромный автодром лучше остальных с точки зрения дрифта?
— Это великолепный автодром в целом, но есть две ключевых особенности. Во-первых, он круглогодичный. Мы можем растягивать сезон, как угодно, зная, что Сочи готов принять этапы в холодное время года. Во-вторых, превосходная логистика. До аэропорта 15-20 минут. До гостиницы 5 минут. Плюс море, горе, красота. Думаю, у всех участников Сочи — самый любимый этап.
— Известно, что «Сочи Автодром» в скором времени поменяет конфигурацию. Трасса будет сильно сокращена. Это станет проблемой для вашей серии?
— Посмотрим, как поменяют. Те планы, которые я видел, вполне разумны. Понятно, что есть запрос на расширение пешеходной территории, для людей. При этом трасса останется. Будут тренировочные зоны для дрифта и все возможности для соревнований. В следующем году у нас здесь запланировано сразу три этапа — разного уровня. Так что настрой нас оптимистичный. Видимо, успехи российского дрифта замечены и принимаются во внимание. Чемпионат России по дрифту — один из сильнейших в мире. Наш чемпион Георгий Чивчян — двукратный обладатель Интерконтинентального кубка ФИА. Дрифт делает успехи!
— Санкции усложнили логистику российских команд? Доставку запчастей, перелеты?
— Прежде всего, основной шок был не в 2022-м году, а в ковидном 2020-м. Вот тогда действительно нарушилась вся логистика, и это было потрясением для всего мира. До того основная часть закупок закладывалась на доставку в течение трех-четырех месяцев после заказа.
Из-за коронавируса всё рухнуло. Мы целый год не могли получить некоторые заказы. Вот тогда команды вынуждены были перестраиваться. Когда ввели эти санкции, каждая наша команда уже была готова к сложным ситуациям. Теперь все заказывают заранее. Да, бывают проблемы с поставщиками. В целом, система работает. Мы спортсмены. Мы настроены на то, чтобы стартовать любой ценой.
Если же говорить о российском производителе, то в нашей сфере санкции на руку. Появился стимул производить самим. Никогда прежде в России не производились гоночные коробки (передач). Были попытки их делать, но не слишком серьезные. А сейчас наши топовые команды проводят сезон на полностью российских коробках передач. Прямо гордость берет! Ждем российские редукторы в обозримом будущем, а там и остальное.
Всё, что касается инженерной работы, металла, можно сделать при желании. По электронике — да, есть вопросы. Думаю, нужно несколько лет, чтобы начать движение в этом направлении. Конечно, всегда начинаешь с проб и ошибок. Важно, что наше сообщество настроилось на отечественного производителя. К нам на этапы приезжают представители производителей, и не просто смотрят, но общаются с командами, учитывают их замечания. Хлоп — к следующему этапу то, что не работало, начинает работать. Это нормально. Двери открыты. И да, российский дрифт двигает российскую инженерию со своей стороны.
— Интерес публики к дрифту тоже растет? Мы видим аншлаг на сочинском этапе.
— Конечно! Он давно растет. 2021-й год был пиковым в этом плане. В 2020-м и 2022-м были провалы, по понятным причинам. В какие-то ковидные моменты мы не могли собирать трибуны по санитарным требованиям. В 2023-м интерес вернулся, и мы, по ощущениям, ставим рекорды посещаемости на протяжении всего сезона. Интерес виден не только на трибунах, но и по просмотрам наших видеотрансляций. Мы всегда отвечаем на претензии зрителей и стараемся исправлять ошибки. Они есть, но мы постепенно движемся вперед.
— Петербургский автодром Игора Драйв сопоставим с Сочи по условиям для дрифта?
— Оба этих объекта — предмет гордости. Обе трассы — одни из лучших в Европе, как минимум. Я большую часть жизни занимаюсь гонками, объездил много европейских колец не только как гонщик, но и как организатор гонок. Могу сказать, что Игора и Сочи — среди лучших. Да, на Игоре существует проблема логистики: она далековато за городом, но ведь это далеко не единственный пример загородного топового автодрома в мире. Потом, проблема решается. Раньше на самой Игоре некуда было селить команды. Нам пришлось добираться от гостиниц по 40 минут, причем лесными тропами. Сейчас, в 2023-м мы увидели новые гостиничные корпуса.
В Петербурге сильная культура дрифта. Мы делаем с Игорой отличные совместные проекты. Разумеется, нам хочется побольше таких автодромов по России. Их не хватает. Сейчас автодромов высочайшего уровня в нашей стране всего три. Это названные Сочи, Игора Драйв, ну и всем известная московская трасса Moscow Raceway. Все остальные автодромы могут быть уютными, очень красивыми, но инфраструктуры высшего уровня там нет. Там нет таких боксов, такого качественного асфальта и так далее.
Когда спрашивают, должно ли государство развивать автоспорт, я отвечаю: «Нет, никогда не должно». Автоспорт — исключительно коммерческая история. Государственные деньги есть на что потратить более разумно. Но тратить их на автодромы — это другое дело. Когда людям есть, где погонять, они не будут устраивать гонки на обычных дорогах. При этом автодром, конечно, за пять лет не окупится. Это капитальное вложение, которое может окупиться лет за 20, но никак не быстро. Зато это социальная функция, как и автоспорт. Убрать хулиганов с дорог. В автоспорте железная дисциплина. Тот, кто им занимается, ерундой страдать не будет.
— То есть занятия дрифтом улучшают обстановку на российских дорогах?
— Сто процентов! Очень сильно улучшают. Не все верят, но это правда. Сделайте в городе огороженную площадку, и люди будут ездить на ней, никому не мешая. Ни на дорогах, ни на парковках под окнами.