Демид Момот: умение пригодиться родине в школе боевых искусств

Корреспондент «Спорта День за Днем» получил от директора Школы боевых искусств Демида Момота несколько интересных историй из жизни человека, посвятившего всю свою жизнь единоборствам. Читатели «Спорта День за Днем» узнают о стоимости занятий по карате в СССР, о том, чем брал на ковре нынешний президент России и о помощи певицы Глюкозы стадиону имени Кирова.

Пошёл в секцию самбо, чтобы ответить брату за что-то.

Демид Александрович, вас считают неповторимой фигурой в мире единоборств. С чего всё началось? В какой-то момент вы заинтересовались самбо. Случайно увидели иностранный фильм с драками или просто рос в трудных условиях?
Мой район был благополучным — Петроградский. Старший брат был мастером спорта по самбо. Брат взял меня и ещё пяти мальчишек с нашего двора и отвел в секцию самбо. Через полгода осталось трое, потом двое, и наконец я один. У меня была очень сильная мотивация. Эпизодически мне доставалось от старшего брата, и мне очень хотелось дать ему сдачи.

Получилось?
К восемнадцати годам я добился успеха в спорте, но энтузиазм пропал. Зато стремление продолжать тренировки сохранилось.

В четырнадцать лет впервые одержал победу на чемпионате Ленинграда, затем ещё пять или шесть раз выиграл, выполнил норматив мастера спорта… А в двадцать с небольшим увидел карате и самбо стало неинтересно. Других тренировал, а сам занимался карате.

В 1978 году вас признали соучредителем Ленинградской Федерации карате. В СССР к этому виду спорта относились сдержанно?
Я не прятался от преследований, но тренировки проходили в учебных помещениях, платными. За участие требовалось пятнадцать рублей ежемесячно — немалая сумма по тем временам.

Чем так насолило карате, что им занимались подпольно?
Просто то было неизвестно. К тому же существовало самбо. Партия, кажется, поставила задачу разработать практическую систему для обучения военных и сотрудников НКВД. Но боевым самбо занимались немногие, все остальное — спортивным.

В 1970 году Вы стали тренером по дзюдо у Анатолия Рахлина. Среди учеников был Владимир Путин. Был ли он способен войти в сборную СССР?
Теоретически мог. Путин многократно побеждал на чемпионате Ленинграда, где уровень конкуренции был очень высоким. Соревновался по самбо в весовой категории 62 килограмма, по дзюдо — в 63 килограмма.

Был у Путина фирменный прием?
— Он был очень настойчив. Падал, но снова поднимался. Очень целеустремлённый человек. Вот вам одна история. Я поступил в Первый медицинский институт на кафедру физвоспитания, там была ещё половина ставки. «Не хочешь поработать со мной?» — предложил Путину. В деньгах тогда все нуждались. Путин сделал паузу, а потом отказался. Сказал, что у него учёба, не разорваться.

Зачем нам хоккей на траве, если мы не живём в Пакистане?

Вашей школе боевых искусств исполнилось 25 лет. Были ли за это время особые истории о спасении кого-то от негативного влияния улицы?
Главная наша цель — образование детей. Часто спрашивают о влиянии восточной философии в школе. Отвечаю: «Где родился, там и пригодился». Не стоит искусственно вносить что-либо внешнее. У нас есть нравственные принципы, лежащие в основе всего: честность, доброта, уважение к старшим.

Что касается историй… Несколько лет назад к нам привезли под охраной сына влиятельного петербургского человека. Мальчику было около восьми лет. В принципе, никто не мог его повлиять. И что вы думаете? Через восемь месяцев этот мальчик идет навстречу по коридору и делает поклон-приветствие.

Как жив сейчас этот мальчик?
Видимо, семья уехала за границу. Семья была богатой.

Вы утверждали, что в Санкт-Петербурге тренируется по тхэквондо восемь тысяч человек. Гораздо больше, чем занимающихся футболом. Что вызывает такой интерес к этому виду спорта?
Запрет на карате породил мифы и легенды. Умирающие мастера тайно сообщали своим ученикам смертельные приемы. улыбаетсяВ добавок к этому не существовало аналогов карате. В 1981 году в «Юбилейном» проводили матчевую серию СССР — Япония. Тогда собралось восемь тысяч человек. Встать было негде! Вот насколько было популярно! Сейчас никто точно не скажет, сколько у нас стилей карате. Или сколько федераций. Если примерно посчитать, получится около пятидесяти. А у тхэквондо есть один союз боевых искусств, куда входит все. Кстати, вспомнил историю про карате…

Давайте.
— В своё время у меня тренировался волейболист Саша Ермилов. Чемпион мира, призер Олимпиад. В сборную СССР его пригласили при Юрии Чеснокове, который выращивал каждого игрока индивидуально. Потом пришел Вячеслав Платонов. Подход сразу изменился: новый тренер брал готовых игроков и создавал жесткую конкуренцию. Видимо, на Ермилова был такой прессинг, что он ушел в карате для психологической устойчивости.

Помогло?
— Надеюсь, что да. Наша мужская сборная победила на Олимпиаде-1980.

Хотелось бы узнать, как можно добиться включения самбо в программу Олимпийских игр.
Владимир Путин поставил такую задачу. Коррумпированное руководство Спорткомитета СССР помешало нам. Вместо развития самбо занялись хоккеем на траве. А вы замечали, кто в нем у нас играет?

— Нет.
— И я согласен. Мы же не находимся в Пакистане! Самбо сегодня популярно. Шансы на Олимпиаду есть. Но хватает и трудностей. В самбо десять весовых категорий, значит, десять олимпийских чемпионов. Понятно, что Россия будет лидировать. Кому это нужно в других странах?

Международный Олимпийский Комитет не планирует увеличивать количество видов спорта на Играх. Но если добавить самбо, что же оставить за бортом?
Хоккей на траве — мое мнение. Как и то, что футбол, к сожалению, стал чистым бизнесом. Грустно это наблюдать. Я не болельщик футбола и плохо понимаю людей, которые идут с пивом на стадион. Лучше бы играли в футбол сами. Уже без пива.

Мутко хорошо считает деньги

Футбол присутствовал в вашей жизни. Весной 2001 года назначили директором стадиона имени Кирова. Чувствовали себя в то время капитаном угасающего судна?
— Скорее наоборот. При моем приходе температура в кабинете директора составляла «+15 градусов». За три года мы увеличили валовый доход стадиона в 3,5 раза, хотя не получали бюджетные деньги. Нам их не выделяли.

На чем зарабатывали?
Сначала организовали прокат лыж, коньков, ватрушек, роликов. Проводили концерты, рок-фестиваль «Окна открой», пивной фестиваль. В 2003 году на празднике спорта и музыки состоялся первый концерт Глюкозы. Пришло около ста тысяч человек! Сцену установили перед центральной лестницей. Мы стояли за ней и наблюдали, как много пришло людей. И вдруг ограждение начало плавно двигаться на сцену!

Ужас.
На следующий день прибыл наш куратор. Выйдя из машины, он увидел только разбросанные стаканчики от пива и не смог найти места для шага. улыбается).

Что помешало привлечь «Зенит» на свою сторону?
— Это другая история! ко мне приезжал Виталий Мутко, который в 1996-2003 годах занимал пост президента «Зенита». «Спорт День за Днем»Со всем договорились, как мне казалось. Потом выяснилось, что Мутко вернулся на «Петровский», где ему предложат скидку в двадцать процентов. Он согласился. Похвально, хорошо считать деньги. улыбаетсяСтадион имени Кирова имел хорошие перспективы, но выбрали другой вариант. На Крестовском острове построят самый дорогой стадион мира, который не окупается в течение сотни лет. Стоимость одного въезда-выезда на поле — 35 тысяч долларов или почти два миллиона рублей.

Приличная сумма.
— Поглядите, что сделали с землёй возле стадиона? Пока я там трудился, ни одному не отдали участок. Сегодня построили прекрасный комплекс «СИБУР Арена», отличный легкоатлетический манеж. Но футбольный стадион вместит 65 тысяч человек. Где болельщики оставят машины?

Ваше мнение о полном сносе старого стадиона?
Построил бы новый стадион где-нибудь в другом месте – так было бы лучше.
Внешне новая арена выглядит достойно, но жители Крестовского острова не обрадуются. Помните мои слова, когда на матчи начнут приезжать толпы болельщиков.