РУСАДА готово помочь WADA в расследовании о причастности команды Валиевой
Уже несколько дней все обсуждают дисквалификацию Камилы Валиевой и лишение сборной России золотых олимпийских медалей командного турнира. Кто-то жалеет фигуристку, кто-то обвиняет, а кто-то задается самым правильным вопросом в данной ситуации – почему наказали только Валиеву?
Мы не знаем, как допинг попал в организм Камилы, а просто рассматриваем решение Спортивного арбитражного суда (CAS) и пытаемся понять его логику.
Во-первых, своим решением CAS приравнял несовершеннолетнюю Валиеву к взрослой спортсменке. Ее статус «защищенного лица» никак ей не помог, потому что защита, по мнению судей, не смогла доказать неумышленный характер совершенного правонарушения. Но неспособность что-то доказать не должно автоматически приравниваться к доказательству чей-то вины. Это нарушение принципа презумпции невиновности.
Судей не устроило объяснение попадания триметазидина в организм Валиевой через десерт, приготовленный ее дедушкой, но, согласно кодексу Всемирного антидопингового агентства (WADA), в случае, если защищенный спортсмен утверждает, что допинг попал в его организм случайно, теоретически он может даже не указывать источник попадания запрещенного препарата в организм. Понятное дело, что после практически двух лет разбирательств строить защиту без какой-либо версии было бы странно, но такая возможность действительно была.
Во-вторых, CAS возложил всю ответственность за произошедшее на одного-единственного человека – несовершеннолетнюю Валиеву, которой на момент взятия положительной пробы было всего 15 лет.
То есть они буквально говорят, что подросток может пойти в аптеку, купить там таблетки и выпить их просто потому, что ему так захотелось. Современные дети, конечно, продвинутые, но не настолько, чтобы додуматься простимулировать свои результаты с помощью каких-то препаратов, а потом еще все это провернуть.
Если уж CAS счел правомерным признать Валиеву виновной, санкции должны быть логичными, но они не затронули окружение фигуристки. Ни тренеров, ни медицинский персонал, ни остальных сотрудников. Родственники не в счет, они не относятся к юрисдикции CAS.
В ответ на решение CAS с заявлением выступило WADA и призвало правительства стран рассмотреть возможность принятия закона об уголовной ответственности за склонение несовершеннолетних к применению допинга. В России, к слову, такой есть. Он появился в 2016 году и предусматривает лишение свободы сроком до одного года, а в случае, если допинг оказался наркотическим или психотропным веществом – до 15 лет.
В WADA заявили, что продолжат расследование в отношении команды Камилы. Но у них было практически два года, и за это время установили только то, что Валиева не может доказать непреднамеренность попадания допинга в ее организм.
Гендиректор Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Вероника Логинова заявила, что если есть человек, ставший соучастником или инициатором приема запрещенных веществ Валиевой, он должен понести наказание, в том числе уголовное. Организация уже даже провела расследование в отношении окружения Камилы. Но есть одно «но»:
«На наш взгляд, полномочий антидопинговых организаций не всегда достаточно для доказательства причастности окружения спортсменов к фактам употребления ими допинга. РУСАДА не обладает функционалом правоохранительных органов, не может проводить оперативно-разыскные мероприятия. Мы неоднократно говорили об этом. К сожалению, в большинстве случаев наше расследование ограничено добровольным участием и анализом собранной информации», – цитирует Логинову РИА «Новости».
Она также добавила, что РУСАДА готово помочь WADA в их дальнейшем расследовании.
В ноябре прошлого года Этери Тутберидзе заявила в интервью YouTube-каналу «Коммент.Шоу», что до сих пор не знает, как триметазидин попал в организм Валиевой, и предложила всем участником процесса провериться на детекторе лжи.
Все как будто идет к тому, что так все и останется. Валиева отбудет свое наказание, потому что спортсмен вне зависимости от обстоятельств несет ответственность за то, что попало в его организм, а откуда появился допинг, каким путем он попал в кровь, была ли Камила в курсе или нет, мы так и не узнаем. Как будто факта наличия запрещенного препарата в крови достаточно. Ситуация абсурдная, но самое ужасное, что это прецедент.
Особый статус для несовершеннолетних спортсменов появился в обновленном кодексе WADA в 2021 году, и Валиева первая спортсменка топ уровня со статусом «защищенного лица», попавшая в допинговый скандал. Если в будущем решения будут приниматься по аналогии с ее делом, то ни о каком чистом спорте не может быть и речи, ведь реальные виновные останутся безнаказанными.
Фото: DPA, Дарья Надергулова / «Спорт День за Днем».