Как Супербоул связан с пельменями и историей СССР?

Сегодня ночью состоится Супербоул. Определенная часть российских поклонников спорта испытывает неподдельную радость, а остальные… просто не знают, что происходит. Ежегодное самое прибыльное спортивное мероприятие вызывает у американцев и их сторонников во всем мире искренний энтузиазм – этому можно только позавидовать. Не восторг как таковой, а тот факт, что это происходит каждый год.

Многие поклонники Супербоула, то есть финала Национальной футбольной лиги, не пристально следят за командами на протяжении всего регулярного сезона. Они эпизодически посещают ключевые матчи, и это все. Да, как и у нас бывает. Однако финал… Финал смотрят все. С воодушевлением. С волнением. Ожидают его, как новогодние праздники. Подготавливаются к нему, как к дню рождения. И так происходит из года в год! В нашем спорте, к сожалению, подобное единение наблюдается лишь по особым случаям. Домашняя Олимпиада в Сочи, домашний чемпионат мира по футболу. Такое случается не каждое десятилетие. Почему же наши регулярные соревнования не порождают аналогичной вовлеченности?

Не будем обсуждать идеальную модель проведения Супербоула. В России, безусловно, есть немало поклонников футбола – как отечественного, так и европейского, – однако у Российской Премьер-лиги отсутствует финальный матч плей-офф, а поединок «Зенит» – «Спартак» не может служить ему заменой. Нет особого смысла говорить о зрелищности американского футбола, хотя он и отличается своей брутальностью и высокой динамикой. Понятно, что уровень приглашенных звезд в США значительно выше. Но это не является главным.

Ключевой момент заключается в том, что наша аудитория существенно разделяется на две группы, различающиеся по численности. Для преданных поклонников спорта важны одни вещи, а для широкой публики – совершенно иные. Эти группы практически не пересекаются. Их объединяет лишь экстраординарное событие, например, проведение Олимпиады на родине.

В большинстве ситуаций это напоминает знаменитый скетч «Уральских пельменей». Два комика с завода пытаются завоевать внимание публики в столице с помощью остроумной шутки о долоте.

К сожалению, наше чувство юмора сейчас сильно отличается. Ещё один случай из мира шоу-бизнеса. Восемь лет назад на церемонии «Золотого граммофона», где по традиции лауреатов награждали известные личности, Диме Билану был вручён приз герою видеомема «Язь – рыба моей мечты!». Особую дикцию этого рыбака обожали в интернете. А вот Дима расстроился. Ему не понравилось, что на сцену пригласили кого-то, кого он не знал. Он, очевидно, не следил за популярными блогерами YouTube.

И вот еще один недавний случай. Также связан с Дмитрием, комментатором Губерниевым и лыжным чемпионатом мира. В интернете полно голосований: вы поддерживаете или возражаете? Но какой от этого толку? Прийти к общему мнению не представляется возможным. Старые, верные поклонники лыжных гонок настаивают на профессионализме – и это не подлежит обсуждению. Широкая аудитория телезрителей голосует за Дмитрия Губерниева, который создает атмосферу, привлекает внимание, вносит некоторые пояснения, но в разумных пределах, чтобы зрители не заскучали. И если бы это касалось только одного комментария, все было бы не так плохо. Можно просто выключить звук – и проблема решена. Но нет. Неопытный зритель тянется к хайпу, скандальным интервью, противостоянию «наших» и «не наших». Это буквально отталкивает искушенных любителей спорта. Они не хотят этого видеть и не будут этого делать. Они будут критиковать неудачных комментаторов. А комментаторы не являются плохими от природы – они делают то, что хорошо продается.

«Будем сопротивляться» – так заявили в интервью Губерниеву. Вяльбе стремится защитить лыжников от комментатора-шоумена. Она попросила его предоставить защиту лыжникам от забвения.

Вот и получается, что для ежегодного спортивного праздника у нас не хватает аудитории. Фанатов профессионального спорта слишком мало. Массовому зрителю неинтересен спорт как таковой. Помните недавнюю Зимнюю классику в Петербурге? Вот это вот «люди пришли на концерт, а сам матч…»

Роман Ротенберг сообщил, что в течение дня мероприятие посетило 81 тысяча человек .

Самое досадно, что в Советском Союзе существовала подобная аудитория. Вся страна увлекалась спортом, а известных артистов можно было встретить практически в каждом дворе. Товарищеская игра национальной футбольной команды могла привлечь свыше ста тысяч зрителей. Недостатком было то, что во многих городах не хватало стадионов, способных вместить столь многочисленную публику.

В настоящее время возводятся стадионы. Уже построено немало объектов. Осталось привлечь прежнюю аудиторию.