Футбол приостановлен по всему миру, но селекционные службы клубов работают. Более того, какие-то слухи о намерениях приобрести того, или иного игрока раздаются из командных штабов. Россия – не исключение.
Некоторые источники сообщают, что ЦСКА интересуется полузащитником «Ливерпуля» Шерданом Шакири. Александр Кокорин, если верить медиа, вообще уже футболист «Локомотива. С нового сезона, разумеется. Правда, нынешний официально не завершен.
Жизнь продолжается, но с урезанием зарплат
Жизнь продолжается? Разумеется, футбол вернется в полном объеме. Разумеется, где футбол, там и трансферы.
Но и наивно предполагать, что те гигантские финансовые потери, которые несут в эти дни (недели, месяцы, на какой срок растянется пандемия?) клубы всех стран, кроме разве что веселой Беларуси, пройдут для них бесследно.
В России, пожалуй, лишь президент «Спартака» Леонид Федун предельно подробно и откровенно рассказывал о проблемах, с которыми столкнутся клубы.
В Европе экономические беды воспринимаются острее даже грандами по очень простой причине: большинство команд Тинькофф РПЛ, как и ФНЛ, финансируются государством из бюджета. На самом деле от этого никому не легче в нынешней ситуации, но не все еще у нас это понимают. В европейском футболе больше здорового капитализма, да и давние традиции в этом аспекте способствуют экономическому ликбезу. И вот уже преуспевающий (преуспевавший?) «Ювентус», действующий чемпион Италии рапортует радостно о том, что сумел договориться с футболистами о существенном урезании их зарплат на время пандемии, что позволило клубу сэкономить 90 млн евро.
Понятно, что туринским мультмиллионерам во главе с Криштиану Роналду проще добровольно решиться добровольно на подобный шаг, но ведь важно понимать и другое. В случае банкротства, реально угрожающего сегодня многим клубам, ни в чем не повинные футболисты, не получив законно причитающегося, могут потом сколько угодно ломиться в любые суды. С банкрота, как с «Тосно», с гуся вода. Выживать необходимо совместными усилиями.
Футбола нет, а траты клубов огромны
Клубы несут гигантские утраты от потери денег за телетрансляции. В их бюджетах в Европе эти суммы играли подчас главенствующую роль. У нас с этим проще, но все же. Серия А сообщает о суммарных потерях на сумму 450 млн евро.
При этом клубы все же выплачивают футболистам зарплаты, по крайней мере, частично. Простаивающие стадионы необходимо поддерживать в полном порядке, что тоже недешево. Стадионы в Европе, опять же, принадлежат клубам, не региональным властям, как нередко бывает в России. Академии и специализированные школы есть при каждой команде. Дети сейчас не тренируются, но работников ведь не выгонишь и вот их-то зарплат не лишишь, цифры не те, но в сумме набегает.
И все должно быть готово к тому, чтоб в любой момент, когда COVID-19 наконец отступит, возобновить тренировочный процесс в полном объеме.
Клубные базы – гигантское хозяйство, которое тоже необходимо поддерживать в порядке, это серьезные суммы.
Неизвестность – это тоже траты. Нынешняя индустрия страхования далеко не всегда и не везде предусматривает, кто и в какой степени несет финансовую ответственность за форс-мажор подобного рода. Да и бюджеты самих страховых компаний не бездонны.
Трансферные бюджеты упадут в разы, футбол станет игрой, а не соревнованием бюджетов
Вывод совершенно очевиден. Возобновление футбола по всему миру будет сопровождаться резчайшим падением трансферных бюджетов клубов. В том числе и в России, а возможно, у нас даже в большей степени, потому что у государства пандемия вызвала множество куда более важных, нежели футбол, забот. Удар будет двойным: значительно сократится и число трансферов, совершаемых подавляющим большинством клубов, и колоссально упадут цены на футболистов.
Вас это пугает? В 1987 году уникальный бомбардир Марко Ван Бастен был куплен богатейшим «Миланом» у отменно умеющего продавать по максимуму «Аякса» за 1,13 млн долларов. Крупнейшая была сделка! 31 год спустя «Зенит» приобретет у «Тосно» Антона Заболотного почти на полмиллиона евро дороже.
Падение цен на футболистов, в свою очередь, еще больше сократит число сделок.
Может быть, это оздоровление, и не только от коронавируса? Большее количество собственных воспитанников в составах команд – мечта болельщика, по крайней мере, российского.
В конце 90-х в «Барселоне» Луи ван Гала не в каждом матче на поле выходил хотя бы один обладатель испанского паспорта. Голландец выиграл со своей командой Суперкубок УЕФА. Газеты продолжали традиционно именовать «Барселону» символом Каталонии. Никто не удосуживался поискать в ее составе хотя бы одного каталонца. Возможно, в Испании такое положение дел устраивало болельщиков. Деньги вложены, результат налицо.
Но вот питерские болельщики жаждут видеть в составе «Зенита» побольше не просто россиян, но еще и клубных воспитанников, ребят со своего двора.
Пандемия отвратительна, как и многие ее последствия. Но если Лига чемпионов в футболе перестанет быть соревнованием кошельков владельцев клубов на толщину, игра станет только намного интереснее.