Участник Кубков Мира по спринту, многократный призер чемпионатов России, абсолютный победитель Первенства России среди юниоров Данила Губкин рассказал «Спорту День за Днем» как трижды пытался отобраться на Олимпийские игры, конкурировал с королем спринта Павлом Кулижниковым. а теперь нашел себя в детском хоккее.
Авария и заразный клещ сорвали отбор
– Вы завершили конькобежную карьеру незадолго до Олимпиады в Сочи-2014, около тридцати лет. Почему так вышло?
– Завершил в 2012 году. На тот момент уже не проходил в состав национальной сборной России. По большому счету, не сложилось с тренером. Я поменял тренера, но не увидел прогресса.
Запал еще оставался, развиваться не удавалось. Тренера я поменял потому, что перешел в другой регион. Начал выступать за Сочи, Краснодарский край. Призовое место на Кубке России. Были все условия для достижения результата, но не было тренера, увы.
Мой предзаключительный сезон был в целом, хорошим, 4 место на отборе на Кубки Мира на 500м, хороший результат и победа в паре на 1000м с перспективным Кулижниковым.
Тогда бежал еще за Челябинск,но в конце сезона на чемпионате России на своей коронной дистанции 500 метров я занял десятое место, и это посчитали неудачным результатом. Ушел бегать за Сочи и это была последняя капля (рассказал чуть выше).
Получилось так, что мои основные достижения пришлись на начало карьеры. В 16 лет я выполнил Мастера спорта и с этого момента начал готовиться по уникальной методике имени Чугуновых, по которой и работаю по сей день. В 18 лет я выполнил МСМК, попал на пьедестал на Кубках мира по юниорам, стал абсолютным победителем первенства России по спринту среди юниоров, выиграв по ходу сезона несколько Кубков России по взрослым с рекордами катка.
Тем самым обеспечив себе попадание в основной состав Сборной России и участие в Кубках Мира по спринту среди лучших в мире. До этого еще был Рекорд Мира в командной гонке и это была по настоящему пруха и я пожимал результат работы над техникой. В дальнейшем стал разгоняться по 9.6 на стартовом отрезке, а в квалификации командной гонки на туринскую Олимпиаду-2006 занял второе место.
По идее, эта вторая команда должна была ехать в Турин как запасная, но, не знаю почему, не поехала. Остановился буквально в шаге от Олимпийских игр.
В общей сложности, я бежал два олимпийских отбора: Турин и Ванкувер, но так на Олимпиаду и не попал. Немного не хватило.
– Наверное, тяжело было пропустить домашние Игры в Сочи.
– Если честно, уже не особо. Действительно тяжело переживал непопадание в Ванкувер-2010. Туда очень хотел поехать! Была огромная мотивация, но помешала серия неудачных случаев.
Во-первых, за полтора года до ванкуверского отбора я сильно разбился на машине, меня буквально вырезали из кузова. Восстановился достаточно быстро, но пришлось за сезон проехать 13 тысяч км на велосипеде (разрабатывал колено)вернулся на лед. Вроде бы, все нормально. Только повреждение колена, крестообразная связка (ее нет и по сей день) все же давало о себе знать. Это сразу сказывается на работе ног.
Ладно, белее менее восстановился. Набрал хорошую форму… провел отличный предолимпийский сезон с личными достижениями и победой в нескольких Кубках России, но за полгода до отбора меня кусает клещ. Получил клещевой боррелиоз. Эта болезнь бьет по многим функциям вплоть до центральной нервной системы. Пришлось пропить бешеный курс антибиотиков. Опять же, восстановился, но вся предыдущая подготовка пошла коту под хвост.
– Это вас в лесу угораздило клеща подхватить?
– Да, причем на тренировке. Кросс бежали и по ходу выполняли упражнения. Хорошая тренировка получилась (усмехается) Мы его сразу достали, в баночку посадили и отвезли на эпидемстанцию. Сдали на анализ, как положено. Сказали, что он заразный.
После Пхенчхана рухнула философия спорта
– Часто спортивная карьера зависит от таких случайностей.
– Все зависит от мелочей! В гонках то же самое. Одно движение, кому как фартанет. Возьмите те же Олимпийские игры. Они считаются главным стартом жизни, но часто сильнейшие спортсмены, многократные чемпионы мира, остаются без олимпийского золота. Далеко не всегда есть шанс взять реванш, ведь Олимпиада раз в четыре года, и каждый раз в новых условиях. У кого организм лучше подготовлен, тот побеждает в конкретный день.
Я сразу вспоминаю Олимпиаду-2018 в Пхенчхане. Туда должны были поехать Денис Юсков и Павел Кулижников. Сильнейшие на тот момент конькобежцы мира в своих дисциплинах. Денис Юсков был обладателем Кубка мира несколько раз подряд (в общей сложности три раза с 2015 по 2019 годы — «Спорту День за Днем»). Павел Кулижников полностью доминировал в спринте. Оба ставили мировые рекорды. И их не допустили на Олимпийские игры.
После этого лично у меня внутри рухнула философия спорта. Спортсмены все отдают тренировкам перед главным стартом, а лучших из них, рекордсменов мира, просто не допускают. Ужасная ситуация.
– Павел Кулижников все-таки поехал на Олимпиаду в Пекин-2022, но был там явно не в лучшей форме, как и сборная России в целом.
– Я думаю, ребята немножко не смогли подойти к старту. Не считаю, что был какой-то крупный провал. Особенно если брать спринты, где решают доли секунд и все на тоненького. Это тоже зависит от тренировок и ковидная обстановка вокруг не была на нашей стороне, явно. Если ты совсем чуть-чуть не подвелся, как надо, это сказывается на результате. Это Олимпиада. Там очень часто фавориты остаются не у дел.
Начал с одноклубника Капризова
– Как вышло, что вы из конькобежного спорта перебрались в хоккей?
– Закончив спортивную карьеру, я сразу занялся своим делом. Тем, чем хотел заниматься. Учил детей правильно кататься на роликах и на коньках. И вот, как-то раз ко мне подошел один родитель и попросил поработать с его сыном-хоккеистом. Парню нужно было подтянуть физические и технические кондиции. Я поработал с ним один сезон, как личный тренер. Индивидуально.
К следующему сезону его из молодежных «Кузнецких Медведей» взяли во взрослый новокузнецкий «Металлург», а затем он пошел вверх и вверх. Поиграл в нижегородском «Торпедо» и в «Ак Барсе», а сейчас играет за петербургском «Динамо». Зовут этого парня Тимур Фаткуллин. Кстати, в «Кузнецких Медведях» он рос с Кириллом Капризовым. Они одногодки и до 2016-го пересекались в Новокузнецке.
Так вот, после того сезона мы с Тимуром расстались и не виделись шесть лет. А сейчас звезды сложились так, что он в Питере, и я в Питере. Мы встретились, возобновили общение и снова начали работать вместе! Вы знаете, что «Динамо» играет в ВХЛ, а Тимур уже побывал на уровне КХЛ. Надеюсь, он сможет вернуться в элитную лигу. Будем работать над этим, пробовать!
– Вообще, вы же не единственный конькобежец в современном российском хоккее. Пример Ивана Скобрева на слуху. Много сейчас таких трансферов?
– Когда я переходил в хоккей, таких примеров просто не было. А ведь это — наш огромный резерв. Опыт конькобежцев будет очень востребован. Хоккей высшего уровня — это, прежде всего, огромная скорость действий. Пусть у тебя хорошая техника, но, когда ты не можешь демонстрировать ее на высоких скоростях, ты проигрываешь более быстрому сопернику. Далеко не всегда хоккейные тренеры знают, за счет чего можно увеличить скорость игрока. А у конькобежцев и шорт-трекистов в этом огромный опыт, который мы можем передать.
Я также сейчас заканчиваю учебу в Высшей Школе Тренеров НГУ имени Лесгафта. Последняя сессия осталась. Учусь именно на хоккейного тренера. Это, по сути, повышение квалификации. Это будет необходимо, потому что сейчас мы с моей командой открываем собственный детский хоккейный клуб.
Основой наших тренировок будет именно скорость. Хоккей хоккеем, но у нас будет кое-что свое в работе.
Клуб в состоянии запуска
– С этого момента подробнее. В каком состоянии сейчас ваш детский клуб?
– Клуб находится в состоянии запуска. Называется ХК «Атака». Базируется в Санкт-Петербурге, наша арена будет на севере города. Будем заявляться в Кубок Хоккейного Города, по маленьким возрастам. А дальше уже развиваться до национальных турниров.
К следующему сезону, то есть к сентябрю, мы планируем провести наборы команд по возрастам, пройти полноценную подготовку и заявиться на турнир.
Нас поддерживает Спортивное общество Профсоюзов «Россия». Скажу, что найти финансовую поддержку было нелегко. Конкуренция в детском хоккее большая, и многие скептически относились к идее того, что конькобежец работает с хоккеистами. Многие сходу говорят: чему конькобежец может научить? Как мы уже говорили выше, много чему. Как правильно стартовать с места. Как отталкиваться при беге для максимальной отдачи. Есть много неочевидных моментов.
Один из наших принципов — силовое катание. Сейчас многие тренеры упоминают его, но не все понимают суть. Очень важно подготовить молодого игрока физически, прежде чем он станет изучать сложные технические приемы. Без набора силы он не сможет выполнять технический прием правильно, и только закрепит ошибки. Значительная часть нашей работы происходит на земле.
У меня есть свой особый силовой тренажер, свои тренерские секреты. Но, повторюсь, главное — это не то, что ты делаешь, а как ты это делаешь. Главное в тренировках — правильно работать в плане биомеханики, и тренер должен учить этому игрока. Если ты работаешь неправильно, тебе сложно показывать высокий результат.
Каждому из наших возрастов планируется придать тренерскую связку: хоккейный тренер и конькобежец. Хотим научить ребят быть быстрыми!