Он проехал от Москвы до Владивостока на велосипеде!
Расстояние от Москвы до Владивостока — 9156 км — на велосипеде. Не вся Россия, но уже близко. 24 дня на дорогу из 14 этапов. Конечно, для тех немногих, кто осилит путь до конца. Такова программа ультрамарафонской шоссейной супермногодневной гонки «Транссибирский экстрим». В нынешнем сезоне ее выиграл петербуржец Алексей Щебелин, который провел за рулем в общей сложности более 312 часов — и это в гонке, на максимуме возможного! Лишь три участника из десяти стартовавших добрались до финиша. Чемпион рассказал корреспонденту «Спорта День за Днем», как велогонщики питаются на ходу, где в России лучшие дороги и с чего начинается усталость.
Бутерброд из окна
— Самый длинный этап Trans-Siberian Extreme составляет…
— Около 1400 км. Отрезок Чита — Свободный. Я проехал его за 52 часа 30 минут.
— 52 с лишним часа на велосипеде?
— С перерывами на сон. Две паузы по 30 минут и еще одна часовая. Мы сами выбираем тактику. Кто-то может останавливаться на 15 минут, зато много раз.
— А после финиша этапа?
— Едешь в гостиницу, там еда, возможно, массаж, и — падаешь в кровать. Утром снова на велосипед. И на следующий этап.
— Чем вы питались?
— Спортивное питание в первую очередь. Батончики, напитки. После 20 суток начинает приедаться, и дальше возможны варианты… Кто-то чипсы жевал с отчаяния! Вредно для спортсмена, но, видно, слишком уж приелась стандартная пища.
— Похудели?
— На шесть килограммов. Питался я хорошо. По-моему, больше всех в гонке. Еда — источник энергии. Старался есть через каждые 20 минут.
— А как? Руки же заняты.
— У нас были стационарные пункты питания, где можно передохнуть и перекусить, а вообще — на ходу. У каждого гонщика своя машина сопровождения. Ребята делают тебе бутерброд или разворачивают батончик, протягивают из окна — ты ешь.
Тигры нас избегали
— Посмотрели страну за время турне?
— Я, конечно, был сосредоточен на гонке. Есть места, где по сторонам смотреть неохота. Например, этап в районе Омска. Длинная плоская нудная равнина… Хотелось плакать. Зато дальше в Забайкалье очень непривычные виды.
— Безумные болельщики, как на Гранд-турах, встречались?
— В каждом городе велолюбители провожали нас на этап. Особенно хорошая «группа поддержки» собралась в Чите. Безумных болельщиков не было, а вот водители реагировали на нас по-разному. Мы двигались колонной с машиной сопровождения в открытом движении, иногда провоцируя небольшие пробки. Кто-то из окна проезжающих машин желал удачи, а кто-то… посылал в другом направлении.
— Аварийных ситуаций не возникало?
— Нет! Даже животные нас, видимо, избегали, хотя хотелось бы увидеть какого-нибудь тигра. Мелкие зверьки, вроде лис, перебегали дорогу, но без последствий. С другой стороны, иностранцы нервничали из-за российской организации движения на дорогах. Одна американка особенно возмущалась тем, как у нас опасно ездить. Я-то привык. Тренируюсь один в Ленобласти безо всяких машин сопровождения.
— С погодой вам тоже повезло?
— В целом — да. Я тренируюсь в Питере, поэтому больше всего боюсь жары (смеется). Обошлось. Относительно жаркие этапы были, но то тучи набегут, то дождик, то ветер.
— Вы проехали всю гонку на одном велосипеде?
— Да. Без поломок и проколов — мне единственному так повезло. Запасной велосипед был, но он не понадобился.
— Что будет дальше с вашим чудо-велосипедом, проехавшим всю Россию без единого прокола?
— Мне его вернут из Владивостока (смеется). И дальше буду на нем тренироваться.
Готовился как подводник
— Около 9200 километров на велосипеде. Как вам не надоело крутить педали?
— Тяжело, конечно, но это гонка. Либо ты выдерживаешь, либо нет.
— Очень специфическая гонка. Трасса длинная, а участников мало.
— Потому что мало кто решится на такое. Я решился в прошлом году. Не особо обдуманно. Узнал, что есть такая гонка и кто-то с ней справляется. Подумал: почему бы мне не попробовать? В 2016-м ни-кто до конца не осилил трассу. Последнее трио, включая меня, сошло на том самом сложном этапе Чита — Свободный. Был штормовой ливень — тяжелейшие условия. Мы просто не успевали вовремя до-ехать до старта следующего этапа. Сил не оставалось. Решение сняться приняли голосованием участников. Съехались вместе — я, бразилец Марсело Соарес и австриец Эдуард Фукс. По общему согласию решили сняться вместе. У меня было лучшее время с преимуществом в десять часов над Фуксом, так что я был признан победителем младшего зачета. Приятно, но остался «след от укуса». Хотелось выиграть генеральный зачет, то есть пройти гонку до конца.
— Отложили финиш на год.
— Можно и так сказать. В этом году я твердо знал, что физически готов доехать до Владивостока. Сложнее с психологией. Теперь я понимал, на каком этапе ждать ливней, где будет очень ветрено, а где жарко. Предвкушать эти «удовольствия» неприятно! Я старался весь год не думать о гонке. Только перед отъездом на старт подумал: «Блин, а ведь тяжело будет». Но отказываться уже было поздно.
— Как подготовиться к такой длинной поездке?
— Никак. Нет смысла выжимать по 500 километров за одну тренировку. Это идет лишь в убыток организму. На тренировках я не катался больше пяти часов за раз. Делал больший упор на общую физическую подготовку и тактику. Скажем, я рассчитывал, что в нужный момент смогу легко двигаться со скоростью 30 километров в час. Мой знакомый врач Евгений Шиманович занимается нормализацией работы коры головного мозга. Говорит, что усталость идет прежде всего от мозга. Он работал с подводниками, которые возвращались из походов. За два-три месяца на подлодке, сами понимаете, крыша начинает ехать. Я прошел у него процедуры. Можно сказать, готовился как подводник и подошел к гонке с восстановленными мозгами.
— У вас были тестовые заезды?
— За месяц до старта принял участие в гонке «Ладога Экстрим»-2017 вокруг Ладожского озера. Проехал около 850 км за двое суток. Марафон состоялся в первый раз. Я был одним из организаторов и выиграл его (улыбается).