Чемпион передает эстафету

Чемпион передает эстафету - фото

Фото: РИА «Новости»

Не перестаю восхищаться поколением земляков-питерцев, переживших военное детство. Кажется, такого им довелось хлебнуть, что какой уж тут спорт, здоровье бы поберечь. Но сказалась, наверное, закалка испытаниями. Выкованный в невзгодах характер.

Первый советский олимпийский чемпион по фехтованию Виктор Жданович узнал об этом виде спорта от… соседа по парте. В школу он пошел в 1945-м — как положено, в 7 лет. Но время-то было послевоенное…

Сосед и «Три мушкетера»

Соседом по парте оказался мальчишка тремя годами старше — не было возможности учиться. «Вот он зачитывался ’’Тремя мушкетерами’’ и мне рассказывал. Заинтересовало. А дальше все произошло случайно. Другой приятель сообщил, что открылся кружок фехтования и он записался, вроде приглашают. Я и пошел за компанию», — вспоминает Виктор Францевич.

Компанию набирала в секцию фехтования семейная пара ленинградских тренеров — Вера Григорьевна и Константин Трофимович Булочка.

Набрали 25 человек. Наверное, всех бы и оставили заниматься питерские наставники, но…

Время было послевоенное. В городе, недавно пережившем блокаду, в городе, еще вовсе не пришедшем в себя после самой страшной войны в истории человечества, думали о будущем, о подрастающем поколении, о спорте. Не просто думали, создавали детям условия для занятий спортом. Пройдет время, и это окупится сторицей. Питерские спортсмены начнут выигрывать золотые медали на Олимпиадах и мировых первенствах. Но тогда, в 1945-м, создавать эти условия было неимоверно трудно.

Виктор Жданович пришел в секцию фехтования. В ней оказалось 25 желающих тренироваться и… 20  рапир.

Тренеры столкнулись с необходимостью расстаться с пятью начинающими рапиристами. Наставники решили попрощаться с теми, кто ленится на тренировках, но таких не находилось. И тогда Вера Григорьевна решила «отцепить», как говорят ее нынешние коллеги, пятерку самых маленьких по росту. В нее угодил и наш герой.

Упорство победителя

И тут проявилась одна из важнейших черт его характера. А без этой черты чемпионом не станешь.

«Задело это меня очень. Я, несмотря на отчисление, продолжал ходить на все тренировки. Надеялся, что высвободится местечко. Веру Григорьевну и подкупило мое упорство», — с улыбкой вспоминает трехкратный олимпийский чемпион.

Сегодня Жданович считает, что эта история даже пошла ему на пользу: «То, что меня отсеяли, оказалось серьезным стимулом. Фехтованием заболеть непросто. Очень уж тяжелы тренировки, особенно поначалу. У мальчишек тяга к оружию, не только к огнестрельному, но и холодному, в крови, но я уже говорил, до него еще добраться надо, и это не быстрый процесс. Вот меня и подстегнула эта история. Мышцы в первые недели очень болели, но задетое самолюбие помогло все преодолеть».

Без упорства и самолюбия чемпионами не становятся. Пройдет время, и к возмужавшему Виктору Ждановичу придут понимание и осознание того, что он выступает за честь родного города, родной страны. Но это придет не сразу. Тогда помогло и подстегнуло самолюбие.

Конечно же, помогли и мудрые, все понимавшие ленинградские тренеры. Ведь допускали до тренировок без рапиры. Это на фехтование! Но не хотели обидеть и расстроить упрямого мальчишку, отменно зная, сколько таким ребятам уже пришлось испытать, как трудно им было.

Начиная примерно с 1950 года в Ленинграде начали всерьез развивать фехтование — медалеемкий, как принято говорить в наши дни, олимпийский вид спорта. Рапир уже хватало на всех желающих заниматься, а главное, появились методические пособия для тренеров, развивался научный подход к тренировочному процессу, создавались условия для спортсменов и их наставников.

Первое золото

На Олимпиаде в Риме в 1960 году лениградский рапирист Виктор Жданович завоевал две золотые медали. «До Рима я все время рос как фехтовальщик. Настроение было, как в песне поется: «Мне помериться бы силой с чертом, черт меня возьми!».

С чертом не довелось. А вот всех своих соперников питерский фехтовальщик побеждал на дорожке красиво и артистично. Равных ему в те годы в мире просто не было. Зрители шли специально посмотреть на Виктора Ждановича, фехтовавшего элегантно и непринужденно — фирменный питерский стиль. Эта внешняя легкость, с которой он побеждал, давалась нелегко.

Вернувшись из Рима на невские берега, Виктор Францевич серьезно заболел. Только на ноги встал — международный турнир в Ленинграде. «Мне бы отказаться, но как не выступить в родном городе перед родными болельщиками впервые в жизни в ранге олимпийского чемпиона?» Жданович не был бы самим собой, если бы в этой ситуации, превозмогая недомогание, не вышел на дорожку. На здоровье это отразилось не лучшим образом. Но Виктор Францевич продолжал тренироваться, выступать, побеждать.

Новый триумф

И была в его жизни еще одна Олимпиада, на сей раз в Токио. И вновь ленинградец Виктор Жданович изящно переигрывал соперников, и вновь поднялся на пьедестал за золотой, чемпионской медалью, и вновь звучал гимн нашей страны, и вновь триумфатора овацией встречал родной город…

Офицер и педагог

Со спортом Жданович, простившись с дорожкой, не расстался, и это естественно. Анализировать и изучать победный опыт, передавать его молодым землякам — отличительная черта чемпионов-питерцев. Виктор Жданович связал свою судьбу с Военным институтом физкультуры. В нем и учился, и работал. К фехтованию подходит научно, сравнивает, изучает. Эта привычка в нем по сей день: «Шахматы нам близки именно характером мышления. В смысле динамики, физиологии — тут сравнения неуместны. А вот необходимость мгновенно оценивать ситуацию, быстро принимать решения — это общая черта. Вряд ли фехтование стимулирует развитие такого быстромыслия. Скорее, наоборот, люди, имеющие такие способности, в наш спорт и приходят, чего-то в нем добиваются, ну а нет — не получается. Но фехтование явно не портит эти задатки. К примеру, когда я сообщил своей школьной учительнице, что решил поступать в Институт физкультуры, она заплакала. Она видела меня математиком, мне хорошо давались точные науки. Я не гуманитарий по складу характера».

По складу характера Виктор Францевич Жданович — спортсмен, чемпион и подлинный петербуржец, принесший любимому городу олимпийскую славу, и пламенный его патриот.

Слова из популярной песни «не стареют душой ветераны» к нему относятся, можно сказать, непосредственно. Перед Играми в Сочи в городах России и в Санкт-Петербурге, естественно, прошла эстафета Олимпийского огня. Один из ее этапов пробежал и разменявший восьмой десяток Жданович. Легко бежал, пружинисто и красиво, по-чемпионски!


Источник

Loading