Российский фильм «Чебурашка» стал безмерно популярен среди поклонников шахмат, которые самым серьезным образом отнеслись к ситуации, возникшей на доске с матом в один ход. Сейчас ведутся бурные дискуссии вокруг этого гениального шага, предпринятого сценаристами фильма. Далеко не все отнесли его к чисто юмористическому. А вдруг это послание миру Каиссы из космоса?
Признаюсь сразу. Отправился смотреть «Чебурашку» лишь после того как мне прожужжали все уши о 4,5 миллиардах рублей, собранных в нашем прокате. Что ж, посмотрел, прикинул что к чему, и решил поделиться своими мыслями. Итак, мы имеем дело с мегагигантом последнего времени, очередным маяком для всего нашего кинопроизводства. Точнее говоря, объектом первостепенного финансирования со стороны государства, которое ориентируется на кассу в первую очередь. Это же оно сказало, что господдержку получат фильмы, которые окупились в прокате и даже вернули деньги кому полагается.
Но только как тогда быть с примерами из прошлого? Отмахнуться от них или все-таки взять на заметку? И, если да, то напомню, что в 1980-е годы в СССР никого не удивляло, что фильм «Москва слезам не верит» (1980, на фото) посмотрели… 84,4 млн. зрителей! А «Человека с бульвара Капуцинов» (1987) – 50,6 млн. «Воров в законе» (1988) – 39,1 млн. и так далее. А теперь умножим эти цифры на 40 копеек (средняя цена билета в те годы) и получим числа, сильно отличающиеся от показателей нынешнего «Чебурашки». Ведь у него еще только прогнозируются 16 млн. посещений.
Кто-то возразит: мол, нельзя сравнивать те времена и эти, поскольку тогда не было сегодняшних альтернатив! Все это мы уже сто раз слышали, заставляя себя забыть о том, что в советское время кинозалы ломились только по большим праздникам! Лично я, не пропускавший ни одного нового фильма, провел всю свою молодость в совершенно пустых залах.
Другой пример. Когда я учился в школе, ни один из моих сверстников не увлекался кино, а затем, в двух институтах, ни один из моих сокурсников. Так что у кинотеатров СССР имелись альтернативы.
Что же касается содержания сегодняшнего «Чебурашки», то это всего лишь успешный опыт освоения технологий, продемонстрированных в фильмах «Стюарт Литтл» (1999), «Приключения Паддингтона» (2014) и тому подобных «Соников в кино» (2020). Последний пример следует иметь в виду даже в большей степени. Но только теперь все это выглядит своим благодаря нашему Чебурашке.
Поэтому, ничего не имея против подражания в кино, особенно удачного, я оценю качество этого фильма как хорошее, но совершенно неподходящее для продолжающейся шумихи вокруг кассовых рекордов, ориентиров на будущее, новых серий. Все дело, на мой взгляд, опять же в пресловутом выходе фильма в прокат 1-го января. И ничего более. Мы уже видели родившиеся в это чудесное время фильмы, и каждый раз слышали об их рекордах. Пора уже и уняться на Крещение-то.