Будущее сборной Казахстана и Черчесова в стране.

«Ваши ожидания — ваши проблемы,» — сказал когда-то Андрей Сергеевич Аршавин эмоциональному человеку. Автор «Спорта День за Днем» побывал в Алма-Ате на матче Лиги Наций Казахстан — Австрия (0:2) и лишний раз убедился в глобальности и актуальности изречения «российского Месси» 12 лет назад.

В тренерской карьере Станислава Черчесова не было сложнее работы. Рядом не стоял даже «Амкар», который тренер принимал в таком состоянии, что австрийский знакомый, побывавший на первом контрольном матче пермяков с «Чукаричками», побледнел и едва не сбежал к Станиславу за градусником: «Это что было, кого ты возглавил?!». Было 1:5 в одни ворота. Через несколько месяцев, когда «Амкар» обыграл «Спартак» с Карпиным во главе, этот же человек позвонил и повторил свой вопрос. Добавив: «Это что, те самые?!».

В Казахстане чуда не случилось, да и вряд ли могло. Черчесов возглавил вспыхнувшую и быстро сгоревшую сборную, которую нужно выстраивать заново. Но главная проблема — от спички все еще исходит тепло, которое греет иллюзиями прекрасный народ Казахстана, впервые испытавший футбольную радость. Каждый из вас знает, насколько это сильный наркотик. К нему равнодушен только тот, кто ни разу не пробовал.

Матч с Данией в отборе Евро-2024 непременно нужно показывать каждый день в записи. О нем нужно снимать художественные фильмы, писать картины и песни. Победа 3:2 должна остаться в истории, но её необходимо вытолкнуть из реальности как можно скорее.

Она отключает сознание, давит на психику, мешая всем: игрокам, функционерам, чиновникам, самим страдающим болельщикам. Для них с разницей 0:10 в группе В Лиги наций идут победители датчан, а не проигравшие 5 последних матчей, в том числе Люксембургу, Армении и Азербайджану. И людей в самом деле очень жаль — после финального свистка многие вокруг в силу азиатского братства пытались найти утешение в новости о том, что Узбекистан с помощью дубля Файзуллаева отыграл 0:2 у Катара. Но и там неудача…

«Футбол несправедлив» — так говорят, по моему убеждению, слабые. От тренеров, с кем я близко общался за почти 30 лет работы, такого не слышал. Возможно, потому что хотел общаться лишь с теми, кто соответствует моему представлению о том, каким должен быть тренер.

Как Узбекистан преобразил футбол ради Олимпийских игр

В Ташкенте создали и развили уникальный футбольный проект для Олимпийских игр: репортаж.

Так или иначе, на финише любого процесса, истории развития команды, игрока или специалиста футбол ещё как справедлив. Другое дело, в нём очень много неблагодарной работы. И эти периоды нужно уметь терпеть. Казахстан вроде бы и был готов драться с Австрией, но если к пятнадцатой минуте «плывет» один из центральных защитников и допускает простые ошибки, что ни сделай до игры, как будто бы, уходит в ноль.

За два дня до матча с Австрией Черчесов проводил тренировку на идеальном поле Центрального стадиона. В тишине был слышен только его голос, да щебетание птиц, поселившихся на огромном козырьке над главной трибуной памятника советской архитектуры.

Черчесов удивил – за всё время наблюдения за его работой (с 2016 года я видел абсолютно все официальные матчи команд с ним во главе) нечасто бывало, что сам, «под ключ», ведёт тренировку, объясняя задачи, корректируя выполнение и внося нужные эмоции. Над выходом в атаку работали особенно тщательно – первый матч с Норвегией 0:0 не устроил ничем, кроме как результатом. Но все матчи так не сыграешь, в Северную Америку из Казахстана «автобусы» не ходят. И вряд ли их запустят к ЧМ-2026.

«Я чувствую, что так надо»— Ответил Черчесов на мой вопрос об активном участии, не особо вдаваясь в подробности. Но все понятно и так: сборная Казахстана нуждается в ручной работе, автоматики нет и взяться ей неоткуда. Особенно если настала необходимость перестроиться на игру в четыре защитника.

Играть в обороне дальше невыгодно — очки за такой подход заработать сложно. В подобной стратегии голы возможны лишь при наличии игроков в полузащите и нападении, которые способны совершить решающий момент. У сборной Казахстана по разным причинам таких сейчас нет.
И в игре 5х5 сборная уже пропускает много голов — 5 от Греции, 5 от Армении и Азербайджана только этим летом. Последние поражения Австрии и Словении ничего принципиально не меняют, зато новые игровые методы уже на подходе. Как еще управлять ситуацией?

Автор «Спорта День за Днем» и футбольный аналитик Тимур Валеев верно подметил: успехи Адиева шли параллельно с подъемом тех, кто прямо в тот момент заявлял о себе как о лидерах. Нападающий Аймбетов, который сейчас не то, что не забивает — мяч придерживает для хавбеков с большим трудом, блистал в «Астане». Зайнутдинов регулярно играл и за ЦСКА, и за «Бешикташ».

20-летний Самородов был полон надежд, свежести и энтузиазма в «Актобе». Марат Быстров считался важным бойцом в «Ахмате» Андрея Талалаева. Что было в матче с Австрией? Аймбетов и Зайнутдинов играли без «клубных» минут, Самородов продолжает адаптироваться в Грозном и больше суетится, чем творит, Быстров получил травму и покинул сбор, а из-за перебора карточек не сыграл ключевой Алип и Чесноков.

Матч с Данией, который вспоминают в отрыве от всего прочего (что странно, даже от побед над Финляндией и Северной Ирландией), стал катарсисом. И одновременно потолком. Самое плохое, что это почувствовали футболисты. Которых теперь нужно будить не только словом, но и делом. Кто сможет заново подняться и доказать неслучайность тех великих дел? Решается прямо сейчас.

Черчесову нужно было выгнать всех и поставить на нашу молодежную сборную! В запале высказался один из местных коллег. Да, неожиданный успех запустил опасный процесс поиска волшебной таблетки. Сыграй против Австрии молодежная сборная, получилось бы сразу два выстрела — в сердце, и в голову. Действующее поколение оказалось бы в момент списанным, а будущее — уничтожено провалом на старте. На одном лишь азарте и способностях эту Австрию не то, что не обыграешь — не сыграешь вничью.

Уровень команды Ралфа Рангника бросился в глаза еще больше, чем на летнем Евро. Её огромное преимущество в реализации понятия «современный футбол» бросалось в глаза на фоне недостатков сборной Казахстана.

Умение работать с мячом важно, но у австрийцев не только это.
В заполненном пространстве и при владении, и без него казахи задохнулись даже быстрее, чем месяц назад в Линце. Даже начав делать больше трех передач в продвижении, хозяева все равно теряли нить, не получая ни секунды передышки. Постоянная работа на износ сказывается на мышлении, идут ошибки.

Что тут удивляться, что первым «поплыл» защитник Марочкин — одной природной скорости мало, нужно быть готовым так, чтобы не ловить мух перед глазами уже через четверть часа. Попытался прервать передачу неудобной ногой — мяч прошел на 0:1. Сбил игрока «на красную», когда этого можно было не делать — удаление, штрафной, и 0:2. После этого оставалось только бороться за честь, что Казахстану удалось. «Сухой» второй тайм и даже пара угроз воротам Шлагера вдесятером — то, что позволяет назвать происходящее подготовкой к отбору ЧМ, а не пустой тратой времени.

Как ни странно, удаление Марочкина способствовало процессу обновления состава — тренерский штаб мгновенно выпустил Жумаханова, который вцепился в шанс зубами, не дав ничего на втором этаже Грегоричу. Еще один маленький шаг вперед — понимание с кем и как можно работать.

Кстати, Рангник со своим опытом строительства пирамид быстро понял проблемы сборной Казахстана.

Насколько знаю, только что чемпионом страны стал «Кайрат». Но почему-то его игроков нет в сборной. Да, у Австрии тоже состав не состоит сплошь из футболистов «Штурма», но у нас много ребят, выступающих в других чемпионатах, чего не скажешь о Казахстане. Что я могу сказать? У вас есть хорошие игроки и организованная команда. Но в такой большой стране не может не найтись способной молодежи. Развивайте ее, и успехи обязательно придут.

На вопрос о том, почему в такой большой стране ещё несколько лет назад не было футбольных академий, наверное, отвечать надо Черчесову и уходящему со своего поста 20 декабря президенту Федерации Адлету Барменкулову. Как раз в последние годы Казахстан выплыл из отбойного течения, решив не игнорировать вид спорта, который не может не влиять на все стороны жизни в таком большом сообществе, которое ещё и претендует на международное признание.

Казахстан только в начале пути, который начал в крайне невыгодных условиях — матчи с командами уровня Словении, Австрии и Норвегии требуют большего, чем пары-тройки тренировочных дней. Особенно если нужно выжать лучшее из имеющихся игроков и максимально эффективно внедрить новых.

Чемпионат Казахстана не слишком помогает работе со сборной. За десять дней до сбора посмотрел матч «Кайрат» — «Ордабасы», который был решающим в чемпионской гонке. Обе команды сохраняли шансы на титул, в результате «Кайрат» победил 2:1 и опередил «Астану».

Что увидел? «Ордабасы» (прошлогодний чемпион) для такого матча выглядел беззубым, беспомощным и бесформенным. Концепция «Кайрата» была более понятной: чуть откатиться, ставить ловушки в центре поля и бить соперника быстрыми атаками. То же самое, что делала Австрия в Линце. И ведь получалось, как у Австрии в Линце! При том, что у «Ордабасы» в середине поля те же игроки сборной — Тагыберген, Исламхан, да еще справа Султанбек Астанов.

Все выглядело так, будто один из лидеров зависел от того, что придумают ведущие игроки. Если те не придумывали (Исламхан разыгрывал мяч в позиции центрального защитника, чтобы спасать команду от прессинга), забрасывали мяч вперед. Получается странная ситуация — из сборной в клубы игроки возвращаются в тонусе, а в обратном направлении — не всегда. Приводить в состояние, позволяющее играть в группе В Лиги наций чуть ли не по ходу матчей. Напомним — с Австрией.

В пресс-центре внимательно следили за игрой Узбекистана — соседи по региону, хоть и не входят в состав УЕФА, но свой шаг вперед сделали раньше, вырастив поколение через специально созданную олимпийскую сборную. И сейчас этими игроками пользуется взрослая команда, причем, не в режиме «дать шансик», а как полноценными, ключевыми звеньями состава. Сборная ориентирует себя на высокие результаты.

Узбекистан имел «носителя идеи» с свистком, тренировавшегося, контролировавшего процессы и ведшего селекцию — Тимура Кападзе. А кто этот «свой» человек у Казахстана, готовый идти «своим путем», заняв место иностранцев? Где был казахский футбол до «адиевского» всплеска? Почему подводной частью айсберга занялись только три года назад? Если ошибаюсь в чем-то, можно подписаться на мой телеграм-канал и поправить меня в директ.

Кому-то последний матч в группе В с Норвегией покажется ненужным, но на самом деле ему еще как пригодится Казахстану. Странно проводить семь часов в самолете ради двухсуточной прогулки. В Осло нужно проверить «язык тела» команды, посмотреть, как она оценивает себя, готова ли двигаться вперед, или по-прежнему думает о том, как бы быстрее уснуть и увидеть матч с Данией.

В реальности всё проще – очень сильные австрийцы не смогли разгромить сборную Казахстана в большинстве. Черчесов работает, ему интересно. Удивительно, что в этой команде он старается помочь каждому. Чтобы ожидания перестали быть проблемами.

Телеграм-канал автора Переводчик Петржелы


Алма-Ата