Брейк-данс в Олимпийских играх: возможности и риски

Весной 2018 года брейк-данс вошёл в состав олимпийских видов спорта по инициативе МОК. Такое решение должно удовлетворить всех: би-боев оно добавляет статуса, руководству олимпийского движения – молодой аудитории, а зрителям – новому зрелищному виду спорта, который ранее мог не привлекать внимания.

Брейк-данс стал частью Олимпиады. Что, позвольте спросить?

Все оказалось не так просто. Спортивные СМИ обвинили МОК в недальновидности, критично оценив решение включить брейк-данс в «Студенческую весну». Би-бои разделились на две группы: одни поддержали нововведение, другие встретили его со скепсисом и недоверием.

Сложно оценивать ситуацию, особенно не зная деталей «культуры». Встретились с тремя представителями направления брейк-данс, каждый из которых имеет свою точку зрения, которую готов отдать. Обсудили развитие культуры брейк-данса в начале 2000-х годов, причины противостояния некоторых би-боев нововведениям и воспитание молодого поколения танцоров брейк-данса.

ИСТОРИЯ: КАКИЕ ОНИ, 2000-ые…

Изначально в брейке понравился спорт

Брейк-дансу приближается полвека. Для истории это совсем мало. В России данное направление возобновило популярность лишь к началу XXI века.

Начал танцевать брейк Никита в Шадринске в возрасте девяти лет, в начале 2000-х. До этого ему не было никаких занятий, хотя отец был профессиональным боксером.

Сначала меня привлекало в брейкинге именно спорт. Сложные элементы, стойки, кручения на голове – все это было интересно. Сам танец не сразу привлек, но потом я начал развиваться, ездить в другие города и общаться с другими би-боями. Именно они посвятили меня в культуру.

Я влюбился после первого же занятия

В весеннюю пору 2010 года Руслан начал заниматься брейком в Сургуте. Последний звонок уже прозвучал, а перед ним растянулась неопределённость долгого летнего периода в северном городе. До этого момента Руслан занимался паркур и совсем немного каратэ.

С первой тренировки меня захватил брейк-данс. Изначально я пришел туда, чтобы заявить о себе и скоротать время в городе, где было скучно. Однако после первого занятия все поменялось. Мне понравилась свобода и мощь танцоров брейк-данса.

Тренировки были сложными из-за того, что в небольшом городке на стыке 2000-х брейк-данс серьезно не рассматривали.

В Домах культуры происходили мероприятия, но с негативной реакцией публики, которая косилась на участников битбоя и старалась выгнать их как можно скорее.

Иногда нас заводили на акции протеста, укладывали оргалит перед окошками дворца культуры и даже практиковались под ливнем.

С пятого этажа опускали магнитофон по проводам и практиковались на улице.

Тренерство на улице летом в России давало наилучший результат, но в солнечной Болгарии занятия на свежем воздухе проводились каждый день. Так занимался Слав, открывший для себя брейк в 2002 году после просмотра телепередач с клипами популярных музыкальных групп.

До момента знакомства с брейком я не увлекался ничем определённым. Попробовал латиноамериканские танцы, но занимался всего 1,5 – 2 месяца. Потом на немецком канале VIVA увидел клипы группы Flying Steps и Music Instructor, где часто использовались элементы из брейк-данса.

Мне всё нравилось в брейкинге. Не считал правильным деление на части. Но безусловно, меня привлекли аэробные движения, так называемые Power Moves.

Дерзкие повороты Power Move – воплощение идеи брейк-данса.

В болгарском городке найти площадки для тренировок оказалось немного легче, чем в России. Занятия проводились ежедневно с двух до десяти-одиннадцати вечера с перерывами. На улицу отправлялись уже на вечерние тренировки, когда спал зной.

Моя первая площадка – парадная. Все её отмывали, чтобы после тренировок возвращаться домой не совсем грязными. Иногда занимались на улице. Перед парадной стелили оргалит, с пятого-шестого этажа спускали магнитофон по удлинителям и ставили кассеты, перезаписанные с радио или телека.

ЧТО НЕ ТАК С ОЛИМПИАДОЙ

Брейк-данс – это искусство

Никита, Руслан и Слав проживают и работают в Петербурге.

Международный олимпийский комитет добавил брейк-данс в программу летних Олимпийских игр 2024 года в Париже. Это событие разделило сообщество би-боев на две стороны. Вроде бы, все участники должны были поддержать такое решение, но не всё так просто в этой культуре.

Слав не разделяет мнения большинства по этому вопросу.

Я считаю, что брейк-данс не должен быть олимпийским видом спорта. Для меня он всегда останется искусством. Единственное, что может объединить брейк и спорт – это баттл. Именно в таком формате проходили Международные Юношеские игры и пройдут соревнования на Олимпиаде-2024. С помощью баттлов определяются победители, это спортивное соревнование. Но всё остальное в брейк-дансе – искусство. Какие бы сложные движения мы ни исполняли, это прежде всего творчество.

Никита разделяет мнение о брейк-дансе как искусстве, однако занимает более нейтральную позицию. По его убеждению, любой вид спорта в какой-то момент может преобразиться: «Спортсмены начинают воспринимать свою деятельность как искусство».

В сфере российского спорта возникают проблемы. Возникает много вопросов касательно соблюдения правил допинга и работы руководителей федераций и министерств. Активное участие в спортивной жизни побудило некоторых представителей боевых искусств, таких как би-бои, изучить ее структуру, что привело к недовольству у неких лиц.

Теперь всё зависит от министерства спорта. Ситуацию регулировать будут люди из вышестоящих органов. Финансирование будет поступать оттуда. Неуместна такая формулировка, слишком много уточнений.

В документах ФТСАРР (Федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла) можно увидеть бюджет. Люди полагают, что вложения большие, но на самом деле все иначе. Би-бои, к сожалению, не любят разбираться.

Остается вопрос и к отборам на международные соревнования. На Юношеские Олимпийские игры участников выбирали по видео. Какой еще вид спорта может таким форматом похвастаться? В 2018 году на ЮОИ прислали всего 150 заявок со всего мира.

«Это всего лишь капля в море, которую развели до невероятных размеров,» — говорит Слав. «Сам турнир можно воспринимать как прообраз того, что будет происходить дальше. Мне приснилась такая картинка: зеленый пол, слева и справа сидят тренеры, на би-боях красно-синяя одежда, судьи выставляют баллы. Как будто дзюдо посмотрел».

Победитель Юношеских Олимпийских игр Сергей Чернышев (би-бой Bumblebee) до сих пор является темой разговоров среди танцоров. Часть считает, что ему просто повезло, другие говорят о необходимости проработки творческой стороны его выступлений.

В финале Юношеской Олимпиады-2018 в Буэнос-Айресе Русский Шмель одержал победу, исполнив танец.

Он невероятно талантлив, однако ещё нужно показать себя. Бумблиби — скорее спортивный тип, но при развитии творческих способностей сможет продолжать побеждать. На данный момент ему повезло.

За это беспокоятся много танцоров брейк-данса. Такие победы могут лишь закрепить представление о том, что брейк — это в первую очередь сложные спортивные трюки. Художественная сторона

Второстепенным станет, или вовсе исчезнет. Влияние спорта усилится, интерес к силовым нагрузкам возрастит, а танцу – нет места. Поскольку побеждают исполнители сложных элементов, а не творцы.

Женское фигурное катание превратилось в набор прыжков, юниорки преследуют не исполнение, а количество и сложность прыжковых элементов. Женственность противостоит техничности, и по результатам Гран-при второе получает почти безоговорочную победу.

Мы делим культуру пополам

Включение брейк-данса в Олимпийские игры может разделить культуру на два противостоящих фланга: сторонников и противников.

Международный олимпийский комитет пока не учёл возможность проведения соревнований по би-бою для спортсменов с ограниченными возможностями.

«Всю жизнь сражались с нами плечом к плечу», – говорит Слав. – «А сейчас выходить с нами на Олимпиаде им нельзя, в Паралимпийские игры брейк-данс не включили. Где им биться? Непонятно. Об этом вообще практически никто не подумал».

Паралимпийский брейк-данс? Еще как!

МОК продолжает придерживаться тенденции к толерантности. В Париже будут баттлы как среди мужчин, так и среди женщин (в то время как мужское артистическое плавание пока остается вне конкуренции). В категории «би-герл» меньше конкурентов, поэтому шанс попасть на Олимпиаду выше.

Мужчинам сложнее в битбоксе, ведь в России уже есть очень сильные, состоявшиеся спортсмены, которым противостоит не менее мощное поколение. Чтобы выдержать высокую конкуренцию, би-бои идут по стопам других спортсменов – переезжают в другие страны и выступают за них. Россиянам везде рады. Наших би-боев считают одними из сильнейших: и танец, и трюки на высоком уровне. Основные соперники – азиаты, но даже они берут уроки у наших танцоров.

Би-бои покидают Россию, однако в профессиональном мире этому практически не придают значения.

НЕ НАМ НУЖНА ОЛИМПИАДА, А МЫ НУЖНЫ ИМ

Руслан 24 года, Никита – 28, а Славу 32. Все занимаются преподавательской деятельностью в различных танцевальных студиях Санкт-Петербурга. На занятия к каждому приходят преимущественно дети, у которых глаза горят брейком. Взрослые тоже занимаются, но реже посещают группы. В целом, интерес к брейку есть. Это и стало основной причиной его включения в олимпийские виды. МОК заинтересована популяризации олимпийского движения среди молодёжи.

Слав утверждает, что Олимпиада нам не нужна, а нам нужно ей, поскольку у нас есть публика, множество детей и родителей, готовых заплатить любую сумму, чтобы их чадо стало олимпийским победителем.

Он преподает в танцевальной студии и фитнесе. За медаль к нему пока никто не обращается, и Слав не одобрит такой подход к культуре. «Если родитель скажет: “Я хочу, чтобы мой ребенок стал олимпийским чемпионом”, я скажу, что олимпийских чемпионов не делаю. Буду учить детей культуре, воспитанию и дисциплине. Не чемпионству, а пути, постоянному развитию. Для меня это важно прежде всего».

Преподавание сложным потому, что нужно постоянно поддерживать интерес ученика к теме. С подобной трудностью сталкивается и Руслан, который считает, что для сохранения желания детей заниматься брейком нужен особый подход.

«Брейкинг – трудное занятие», – говорит Руслан. – «Когда ребёнок понимает, что это сложно, важно его удержать, чтобы не бросил, поддержать. Для меня важно оставить достойное наследие. Достойный ли я преподаватель – это другой вопрос. Я стараюсь на своём опыте дать им то, чего сам был лишен. Расти без тренера – как жить в семье без отца. У меня не было учителя, а потому многие элементы приходилось додумывать самому. Это занимало время».

Руслан очень положительно относится к возможному включению брейк-данса в олимпийские виды спорта. Как минимум, это поможет сохранить интерес начинающих би-ボーев и даст им мотивацию развиваться дальше. Олимпийское золото – отличная мотивация. В детстве на первых этапах важны грамоты и медали, а также для родителей. «Позже, когда появится любовь к брейк-дансу, стремление за медалями отойдет на второй план», — считает Руслан.

Вы знаете, что нравится спортивным руководителям в брейке? В нем есть командные виды спорта! Новый простор для всевозможных супермикстов и комбинированных синхронных этапов.

Желание побед и похвалы присуще каждому человеку. Все стремятся к выигрышу. Однако только желание получить награду – не настоящая мотивация, которая исчезнет сразу же, когда возникнут трудности. Никита находит интересные способы прививать детям любовь к брейк-дансу.

Если дети изначально не хотят участвовать – это неудача. А если пришли с желанием, но затем хотят бросить только потому что стало сложно – это бессмысленно. В такой ситуации я общаюсь с родителями и советую им не обращать внимания на капризы детей. Конечно, заниматься брейком непросто. Но когда ребенок постарается, чуть-чуть потрудится, а потом придет на тренировку и увидит результат, его глаза загорятся еще ярче.

У Руслана, Никиты и Славы разные взгляды на будущее брейк-данса, но всех объединяет то, что в первую очередь они воспитывают в начинающих танцорах культуру, а не занимаются взращиванием чемпионов. Даже если к ним на занятия придут те, кто мечтает завоевать золото Олимпиады, парни научат детей культуре и искусству, а не акробатическим движениям.

КАК ИСКУССТВО МОЖЕТ СТАТЬ СПОРТОМ

Сохранение брейк-данса как дисциплины на спортивных соревнованиях непросто. Еще труднее оценить творческий элемент. Существуют критерии оценки, но им все еще предстоит быть проверенными и доработанными.
С каждым участником судьи оценивают технику, музыкальность, креативность и другие аспекты. У зрителей могут остаться вопросы к судейским решениям после объявления результатов.

Усейн Болт первым бежит – никаких сомнений. Майкл Фелпс первым плывет – вопросов нет. А как объяснить зрителям на картинке, что этот би-бой лучше, а этот хуже? По очкам? Какую бы объективную систему оценивания не придумали, все равно это будет субъективное мнение.

Если брейк-данс — искусство, то как его можно назвать спортом? Как его оценивать? Так же как и картины Ван Гога и Рембрандта — искусство. Разные художники, разные произведения. Выбрать лучшую работу невозможно.

В судействе возможны рамки и ограничения: минус три балла за невытянутые носки, минус один балл за недокрут, снятие баллов за неправильное положение локтей. По мнению би-боев, это невозможно в брейке, а если случится – будет полным абсурдом. Тогда о сохранении культуры говорить нельзя.

У него кроссовки с нечёткой ребристой поверхностью, а шапка слетела – баллы прощаются.

Брейк-данс и хип-хоп часто смешивают, путают, воспринимают как единое явление (благодаря фильмам «Уличные танцы» и «Шаг вперед»).
Направления появились одновременно, развивались параллельно, взаимно влияли, но сейчас каждая из дисциплин существует самостоятельно. Руслан предложил провести интересную аналогию для лучшего понимания.

Можно представить брейкинг отцом, а хип-хоп дэнс – матерью. В какой-то момент они понимают, что много подарили друг другу, многое пережили, но пора развестись. Разводясь, сохраняют связь и прекрасно относятся друг к другу. Пути развития у них уже свои.

Брейк-данс встретился со спортом на одном из путей. Каким окажется результат этой связи, станет ясно только после Олимпиады 2024 года во Франции, где брейк очень популярен. «Париж-2024 с точки зрения маркетинга – идеальное место для запуска этого движения», – считает Слав. «Учитывая то, что 2028 год пройдет в Америке (в Лос-Анджелесе – «Спорт День за Днем»), где происходило зарождение этой культуры, Олимпийские игры там пройдут однозначно».