Александр Полосухин о «Невских стрелах»: «Петровский» обеспечил отличные условия»

В начале августа в Санкт-Петербурге прошел турнир по стрельбе из лука «Невские стрелы» . Состязания имели международный статус и привлекли значительное внимание публики.


«Соревнования «Невские стрелы» проводятся уже третий год, и в этот раз география участников расширилась – к ним присоединились 362 спортсмена из 16 стран, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Помимо России, в соревнованиях принимают участие представители Армении, Азербайджана, Беларуси, Китая, Колумбии, Казахстана, Кыргызстана, Южной Кореи, Мексики, Пакистана, Шри-Ланки, Таджикистана, Туркменистана, Турции и Узбекистана.


Какие результаты достигла организация «Невские стрелы» в рамках соревнований на малой спортивной арене «Петровского»? Кто оказывал помощь в проведении мероприятия и каким образом? И предусмотрены ли новые турниры аналогичного масштаба в Санкт-Петербурге?


Об этом в эксклюзивном интервью рассказал корреспонденту «Спорт День За Днем»
Алексею МИХАЙЛОВУ рассказал председатель оргкомитета Кубка России по стрельбе из лука и международных соревнований «Невские стрелы» Александр Полосухин.


– Соревнования «Невские стрелы» стартовали в 2022 году. Это стали первыми подобного рода соревнования в Санкт-Петербурге со времени проведения гран-при в 2001 году. В 2022 году было принято решение о возобновлении традиции проведения таких мероприятий в Санкт-Петербурге. Вначале был проведен Кубок России, затем – соревнования «Стрелы Петра». В первом турнире приняли участие представители четырех стран из СНГ. В прошлом году состоялся второй турнир «Стрелы Петра», в котором уже было представлено восемь стран, однако, в основном, это были государства ближнего зарубежья и СНГ.


В этом году мы обновили название и формат мероприятия, теперь оно называется «Невские стрелы». В настоящее время в нем участвуют 362 спортсмена из 16 стран. Среди них представители Южной Кореи, Китая, Пакистана, Колумбии и Шри-Ланки – это ведущие страны-участницы. Также в соревновании принимают участие спортсмены из Беларуси, Таджикистана, Армении и Казахстана. Около 260 участников – граждане России.

– Насколько непросто было прийти к соглашению со странами, расположенными за рубежом?

– Особых трудностей в организации не возникло, поскольку Владимир Николаевич Ишеев, президент Российской Федерации по стрельбе из лука, также занимает должность вице-президента мировой федерации стрельбы из лука. Благодаря его связям удалось пригласить участников. Кроме того, в нашей команде есть спортсмены из Колумбии и Шри-Ланки, которые сейчас обучаются и занимаются стрельбой из лука в России, в Университете дружбы народов. Они являются гражданами России, поэтому без проблем приехали из Москвы и представляли свои страны.

– Как изменился уровень состязаний за прошедший период: внимание аудитории, конкурентная борьба?

– Безусловно, наблюдается прогресс. В 2022 году все это было организовано довольно примитивно. Мы стремились соответствовать международным стандартам проведения соревнований. Ежегодно мы устраняем недостатки, исправляем ошибки и извлекаем уроки из собственного опыта. С каждым годом организация соревнований, квалификационных этапов, финалов и альтернативных спаррингов за медали становится все ближе к мировому уровню. При этом увеличение количества стран-участниц ведет к повышению уровня спортсменов и усложняет конкуренцию.

– Верно, «Невские стрелы» действуют при поддержке Российской федерации стрельбы из лука?

– В организации мероприятия принимают участие Российская Федерация стрельбы из лука, Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга, а также оказывает поддержку санкт-петербургская федерация стрельбы из лука.

– Какова существенность данной помощи? Каков ее размер?

– Российская Федерация оказывает поддержку, включая финансовую, и организует судейскую бригаду. Кроме того, часть средств направляется на приглашение иностранных спортсменов, так как мы заинтересованы в их участии. Переговоры ведутся и осуществляется доставка спортсменов, а также оказывается помощь с размещением. В целом, объем подготовки очень велик.


Обычно мы проводили наши соревнования на стадионе «Приморец», однако в связи с его реконструкцией в этом году нам пришлось перенести мероприятие на малую спортивную арену «Петровского». Все необходимые согласования и подготовку документов осуществили оперативно и профессионально. Российская футбольная студенческая лига также оказала поддержку, помогая в переписке с правительством Санкт-Петербурга и спортивным комитетом, поэтому их вклад трудно переоценить. Мы признательны всем, кто принимал участие. Особенно хотим поблагодарить стадион «Петровский». Несмотря на то, что это, по сути, старый стадион, и он не совсем соответствует профилю, благодаря тщательному планированию нам удалось организовать все на высоком уровне: построить поле для стрельбы, оборудовать кабинеты для специалистов, работающих с интернет-ресурсами, предоставить помещения для секретариата, комнаты для судей и раздевалки для спортсменов. Стадион «Петровский» также выделил специалистов для решения вопросов, связанных с подключением к интернету и звуковым сопровождением. Все процессы шли в соответствии с графиком и планом.

– В основном вы удовлетворены тем, что удалось провести все мероприятия на «Петровском»? Не возникло здесь каких-либо сложностей?

– Проблемы возникли из-за необходимости транспортировки значительного количества оборудования со стадиона «Приморец» и его последующей сборки и адаптации на новой площадке. На эти работы потребовалась почти неделя, и в ней участвовала большая группа людей. Несмотря на это, ощущалась нехватка рабочей силы. Однако мы не хотели подвести спортсменов из других стран и регионов, участвующих в Кубке России. Все запланированные задачи были успешно выполнены.

– На данный момент с обеспечением спортивным инвентарем каких-либо трудностей не наблюдается?

– Безусловно, это сопряжено со значительными трудностями, поскольку границы закрыты, действуют санкции, а российское производство пока не функционирует в полном объеме. В настоящее время мы производим рукоятки для классических луков и для стрельбы «3D составной лук». В дальнейшем планируется также изготовление блочных луков. Это требует более сложной технологии, но главное – наличие спроса. В противном случае, большая часть луков импортируется из Америки, и доставка из этого региона представляет собой серьезную проблему. Это касается даже мишеней. Щиты и изолон-блоки, используемые в качестве мишеней, производятся у нас, в Ижевске, и их можно без проблем заказать. Они изготовлены из переработанной пластмассы. А доставка мишеней… оказалась крайне затруднительной с логистической точки зрения. Особенно учитывая, что требуется 625 мишеней для классического лука и более тысячи мишеней для блочного лука.

– В настоящее время вы используете устаревшее, бывшее в употреблении оборудование, или все же каким-то образом обеспечиваете его поставки параллельным импортом?

– Благодаря параллельному импорту удается обеспечивать поставки, поскольку развитие не останавливается. В состав луков добавляют инновационные материалы, чтобы улучшить их стабильность при использовании, снизить зависимость от погодных факторов и значительно увеличить срок службы. Поэтому мы по-прежнему надеемся, что российские спортсмены скоро смогут участвовать в международных соревнованиях. Понятно, что с устаревшим оборудованием конкурировать будет сложно. В связи с этим мы стремимся поддерживать уровень оснащения спортсменов на мировом уровне, используя параллельный импорт для обеспечения необходимым инвентарем.

– Судя по результатам недавних состязаний в Санкт-Петербурге, можно ли предположить, что на малой спортивной арене «Петровского» в будущем состоятся еще многочисленные соревнования»?

– Я уверен, что Санкт-Петербург станет площадкой для проведения еще множества спортивных состязаний. В 2025 году мы планируем организовать здесь чемпионат России. Это будет уже не Кубок России, а масштабное мероприятие, в котором соберутся сильнейшие спортсмены из разных регионов. Кроме того, мы продолжим проводить турнир «Невские стрелы», который в последние годы проходит третий год подряд. Мы намерены сделать его ежегодным и привлечь больше участников.


Что касается стадиона «Петровский», то в целом я остался доволен его организацией, однако, как я уже отмечал, проведение соревнований на специализированных спортивных объектах было бы оптимальным решением. К сожалению, подобных стадионов в нашем распоряжении нет. В настоящее время на стадионе «Приморец» была сооружена отдельная зона для лучников – это своего рода коридор, в котором можно разместить от восьми до десяти мишеней.

– Не тесновато?

– Да, места немного, но, по крайней мере, тренировочная площадка расположена недалеко от места проведения соревнований, что является важным фактором.


Женская сборная Южной Кореи уже более десяти лет доминирует на Олимпийских играх, не оставляя соперницам шансов на победу в классическом луке. Чтобы обеспечить такую успешную подготовку, за год был возведен полностью идентичный олимпийскому стадион, оборудованный и оснащенный таким образом, чтобы каждый коврик соответствовал условиям соревнований. Этот процесс требует значительных финансовых вложений и колоссальных усилий. Все это направлено на то, чтобы спортсмен, занимаясь тренировками на родине, не ощутил никакой разницы в визуальном восприятии при выступлении на Олимпийских играх. Стрельба из лука – это весьма специфичный вид спорта, требующий психологической устойчивости и внимания к внешним факторам. И тем не менее, площадка оказывает существенное влияние на работу лучников.

– Другими словами, необходимо ориентироваться на опыт Южной Кореи в области инфраструктуры и стремиться к созданию аналогичной системы?
– Конечно, конечно.

– А возможно ли это у нас?

– Я опасаюсь, что реализация этого проекта может оказаться затруднительной. Основная проблема заключается в необходимости значительных финансовых вложений. В настоящее время такого финансирования нет. Потребуются десятки миллионов. Мы, конечно, будем прилагать усилия. Мы пытаемся привлечь спонсоров, но сейчас это крайне сложно.


В 2022 году, когда начиналась эта работа, я отправлял электронные письма в различные IT-компании, нефтяные организации и меценатам. Было отправлено 256 писем, и ответ пришел лишь от семи. Шесть из них сообщили об отсутствии финансовых возможностей, а одна компания отметила, что обращение следовало бы заложить раньше. Однако, я, откровенно говоря, не питаю надежды на получение помощи. Пока что удается справляться собственными ресурсами. И не без поддержки федераций.