Ранним утром в госпитале штата Мериленд (США) перестало биться сердце популярного питерского боксера Максима Дадашева.
В клинику он попал 19 июля сразу после боя против пуэрториканца Субриэля Матиаса за право стать обязательным претендентом на титул чемпиона мира IBF. Из-за травмы головы у россиянина возникла опухоль мозгла. Врачи сделали трепанацию черепа и ввели его в искусственную кому. Однако все необходимые меры не помогли.
Чемпиону исполнилось всего двадцать восемь, у Макса осталась жена Елизавета и двухлетний на тот момент сын Даниэль.
За свою короткую карьеру Дадашев добился весомых результатов — мастер спорта международного класса, чемпион Петербурга, многократный призер чемпионатов России, победитель Кубка Губернатора, бронзовый призер Всемирных Игр боевых искусств.
На профессиональном ринге провел 14 боев, одержал 13 побед, причем 11 – нокаутом.
Благодаря яркой и бескомпромиссной манере драться получил прозвище в честь популярного киногероя – Mad Max (Бешеный Макс).
На ринге культового зала MGM Grand в Лас-Вегасе 9 июня 2018 года Бешеный Макс в 10 раунде отправил в нокаут опытного колумбийца, экс-чемпиона мира WBA Дарлея Переса. Так питерец добыл первый престижный трофей — пояс чемпиона Северной Америки по версии NABF в суперлегком весе.
Открывался реальный путь к вершинам профессионального бокса…
Лопоухий, открытый, улыбчивый
С трагического дня пролетело три года.
В беседе с корреспондентом «Спорт День за днем» своего лучшего друга вспоминает мастер спорта международного, чемпион России, четырехкратный победитель Кубка Губернатора, победитель международных турниров GeeBee и Tammer Алексей Мазур:
— Сегодня утром проснулся с грустной мыслью «Вот, Макс, три года, как тебя нет с нами», — начинает грустный рассказ Мазур, — до сих пор не верю в трагедию. Прекрасно помню тот день, когда маленький Максим появился в нашей секции бокса Дворца творчества юных.
Лопоухий, открытый, радостный, улыбчивый.
Веселый парнишка стал всеобщим любимцем. Мы ровесники, поэтому сразу подружились. Нас часто называли не разлей вода. На тренировках, после занятий в раздевалке, по дороге домой — очень много времени проводили вместе.
Когда расставались — договаривались созвониться. Это было нелегко, ведь городского телефона мы не имели, а сотовая связь тогда влетала в копеечку. То-то было радости, когда нам дома аппарат поставили, мы могли теперь болтать часами.
Вот отличный пример нашей дружбы. Надо мне в физкультурный диспансер на Фонтанку. Я готовился к соревнованиям, а Максим там не принимал участие. Мне по врачам пойти — целая проблема. Стеснялся даже занять очередь, спросить: «Кто последний?» Звоню шустрому товарищу: «Пойдем со мной, займешь мне очередь» — «Да, конечно!» И дорога намного веселее, если рядом друг.
Преодоление – девиз Макса!
Не может до сих пор принять раннюю смерть ученика и первый наставник Дадашева, тренер секции бокса ДТЮ Олег Федорович Соколов:
— Профессиональный бокс очень жесток! Сотни трагедий на ринге. Уходят из жизни молодые парни, гибнут мальчишки. Погиб, сражаясь и наш любимец.
Максим – в переводе с латинского означает «величайший». Он и был Величайший боец! Дадашев — достояние не только Петербурга и России, но и всего мирового бокса!
В нем с детства кипело страстное, неукротимое желание к успеху. Преодоление и Победа – вот его девиз. Парнишка тренировался, не жалея ни сил, ни здоровья. Казалось, в этом худеньком подростке бушевал огонь самоистязания. Обычно мальчишек надо подгонять, заставлять тренироваться. А с Максом — наоборот! Чтобы юноша не навредил сам себе, приходилось гасить горящее в нем пламя. Когда становилось особенно тяжело – он повторял: «Я не сдамся! Не сдамся».
Почему так произошло? Любые рассуждения сейчас неуместны. Я только хочу произнести слова покаяния. От себя, от отцов, от тренеров, от всех, кто пережил своих воспитанников, своих детей и внуков. Дети должны жить вечно. Как мы тебя не сберегли? Максим, Макс, Максимка.
Как Макс и Леха «ствол» покупали
В боксерской среде Петербурга давно ходит легенда, как Максим Дадашев и Алексей Мазур решили купить… «ствол»
— Случалось и такое, — улыбается Алексей, — в детстве я очень любил пистолеты с шариковыми пульками. А теперь мы взрослые пацаны, по одиннадцать лет стукнуло. Стыдно уже покупать игрушки.
Стоим у киоска, переминаемся с ноги на ногу, сую Максу деньги в кулак: «Купи ствол!». Так ведь и сказал – не пистолет, не револьвер, именно «ствол». Мой подельник такую серьезную физиономию скроил, словно и правда на дело собрались. Умора…
Олег Федорович потом долго нас подкалывал про этот «ствол».
Часто вспоминаю новогодние праздники. Мы учились в разных школах. И вот наш класс должен идти на елку в одно время, а у Макса — другая дата. Так он мне предложил пойти на праздник вместе с его классом. Я с радостью согласился. Из моих одноклассников я близко ни с кем не дружил. Все мои друзья из секции бокса.
Мы с Максом и в летний лагерь «Зеркальный» от Дворца ездили, и на разные сборы. Такое детство классное. Чемпионат России в Анапе среди старших юношей хорошо помню. Тоже вместе. Он тогда первое место занял.
Сразу понял – случилась беда
— Прошли годы. Макс перешел в профи, жил в Америке, но все равно мы поддерживали связь, — продолжает Мазур, — накануне матча против Матиаса тоже созвонились, обсудили предстоящий бой. Ничего не предвещало беды.
Я даже прямую трансляцию ночью смотреть не стал. Подумал, вот проснусь утром, включу интернет, а там будут греметь новости: «Бешеный Макс одержал очередную победу нокаутом». У него ведь отличная статистика. Тринадцать побед подряд. Поэтому я был уверен в его успехе.
Однако ранним утром меня разбудил сигнал сэмэски. Почему-то стало тревожно на душе. Товарищ скинул ссылку на статью. Сон, как рукой сняло, я открыл новости.
Заголовки скакали перед глазами: «Поражение, больница, трепанация черепа». Одна новость страшней другой. Я сначала не поверил, насколько серьезная ситуация. Перезвонил друзьям, почитал интернет и понял, что случилась беда.
Не ищите виноватых
Трагедия в Америке вызвала мощный резонанс у спортивной общественности не только в Петербурге.
Горячие головы призывали к суровому ответу рефери Кенни Шевалье, тренера Бадди МакГирта, нерадивых врачей у ринга, и официальные организации, которые санкционировали роковой поединок.
Но звучали и противоположные мнения. Как тогда, так и три года спустя, Алексей Мазур призывает никого не винить.
— Не стоит охотиться на ведьм. Зачем? — качает головой собеседник, — Делать козлом отпущения судью – вообще бред. Макс же там не пропускал страшных ударов. Возьмите того же Артуро Гатти, какие ему «колотухи» в голову прилетали. Падал в нокдаун, поднимался на ноги, и дальше боксировал.
В нашем случае подобных жестоких моментов вообще не было. Другое дело, все сразу обратили внимание, что Макс какой-то «не такой». Ну, совершенно другой боец. Не показывал тот агрессивный стиль, который приносил ему успех в предыдущих встречах. Все же знали, как он блестяще умеет боксировать. И только в одиннадцатом раунде стали заметны серьезные проблемы с координацией.
Зачем сегодня искать виноватых, если мой друг сам прекрасно знал, что у него не ладно со здоровьем. Но вышел на бой! Это полностью решение Макса. Человека невозможно остановить. Это самое главное. Он видел цель и упрямо шел к мечте. По жизни настырный, он просто жаждал стать чемпионом мира. И стал бы, но такая вот трагедия случилась.
Вместо послесловия: Даниэль Дадашев надевает перчатки
Можно только удивляться, какие преподносит судьба невероятные повороты.
19 июля 2022 года, то есть ровно через три года после трагического боя на американском ринге – Елизавета Дадашева привела пятилетнего Даниэля в Центральный зал Федерации бокса Петербурга.
Сын чемпиона надел настоящие перчатки. Под руководством тренеров Александра Калашникова и Никиты Томилова мальчишка сделал первые удары по разным снарядам.
Специалисты сразу отметили у Даниэля папины гены. Жизнь продолжается!