Антон Шантырь: Радость от усилий важнее борьбы с едой


В 2023 году Россия официально объявила годом наставника и педагога. Председатель Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга Антон Шантырь подробно рассказал о роли тренера и учителя в большом интервью «Спорту День за Днем», текстовая версия которого доступна сегодня.


Бронзовый медалист Игр в Атланте-1996 поделился подробностями:

— Каким был его путь к первому велосипеду


Какой был вид велосипедного трека, где тренировалась команда перед Олимпиадой?


Помочь юным спортсменам найти любимую дисциплину.


Какие ошибки допускают родители, думая, что помогают?

— Что делать, если нет лекарств от вирусов


Петербургский велотрек — шедевр, а подготовка к соревнованиям в Атланте проходила на участке детской площадки.

В детстве я смотрел велогонки и удивлялся: почему велогоночный трек искривлённый, а не прямой?


В Санкт-Петербурге есть уникальный велодром. Я побывал на 50 велодромах в разных странах мира, включая Эквадор на экваторе. В некоторых странах много велодромов, велосипедный спорт там популярен. Но такого велодрома, как у нас, нет нигде. Это чудо, потому что нет никаких геометрических характеристик (как должен быть велодром). Человек, построил именно этот велодром, видимо, имеет прямую связь с Богом. Иначе как построить велодром в таком объеме, чтобы он был ровный, в правильной геометрии, с правильным наклоном, с прямыми под определенным градусом?


На этом велодроме питерские команды стремятся установить мировой рекорд скорости. Если сравнивать с тем, как я ездил двадцать лет назад, то сейчас они кажутся словно на мотоциклах. Разница в скорости составляет около 20-30 секунд на четырех километрах.

С серебряными призёрами Олимпиады нужно обращаться по-другому.


Это физиологический прогресс. А ещё есть велотрек, где можно проводить командные гонки со скоростью 70 километров в час. Очень быстро.


В Европе точно нет такого велодрома. Возможно, где-то в мире есть подобный. Нет лучшего велодрома по геометрии, комплектованию, функционалу, обустройству раздевалок, судейских и зрительских трибун. Учитываем даже мелочи, чтобы мячи с теннисных кортов не вылетали. В Крылатском теннисные корты закрыли из-за вылетающих мячиков, а у нас предусмотрено и это.

– Трек или шоссе? Что вам больше нравится?


Шоссе. Гонка — это скорость, мгновенное принятие решений. Гонка не допускает ошибок, какими бы незначительными они ни были. Это испытание для тебя, как спортсмена. Необходимо обладать точностью, которая формируется годами.


Дорога отличается от шоссе. Шоссе немного успокаивает, у тебя другой ландшафт: холмы, спуски. Мне очень нравилось ездить на соревнованиях и тренироваться в горах.

– Запомнилась подготовка к Афинской Олимпиаде на странной трассе…


Это отдельная история — про сумасшедшее преодоление. Была мечта выехать на Олимпиаду и занять почетное место. Никто не думал о победах. Просто понимали, что будут биться до конца. Для меня конец был славным: в 1995 году на отборе в Колумбии заняли 11-е место из 11 команд, выбравшихся на Олимпийские игры. Не думали о победе, просто трудились, делали то, что говорил тренер, там, где он говорил делать. Ели тем, чем кормили. Все условия – это был тренер.


О велотреке нужно придумывать истории. Он находился на месте детской площадки. Создавалось впечатление, будто на тренировку к двум воротам приехал футбольный клуб «Зенит».


Олимпийская сборная России готовилась к соревнованиям в городе Тортоса с населением 30 тысяч человек. Тренировки проходили на круглом треке: мы ускорялись, выполняли упражнения, уставая до предела. Это школа жизни, где все делалось через преодоление.


В моей жизни был прекрасный человек, известный в Советском Союзе тренер. После финиша этапа нас привезли в лагерь Бельгии. Пять градусов тепла, мокрое белье, сушиться негде, из крана холодная вода. Он вышел и спросил: «Что? Не очень?». «Ну, как-то холодно…». «Слушай, Антон, чтобы нормальное казалось хорошим, нужно попасть в трудные условия».


Сравнение все проясняет. Чем труднее тренировка, тем легче бой.

– Что под собой подразумевает велосипедная тренировка?


В велоспорте, как и в любом циклическом виде спорта, важнее всего выносливость. Гонщики обладают различными качествами. Некоторые могут развить высокую скорость на финише, где 80% шоссейных гонок заканчивается массовым спринтом. Поэтому у финишёра больше шансов на победу. Команда работает для финишера, раскручивая его до финального спурта, где ему нужно одержать победу.


Встречается категория гонщиков, у которых из-за особенностей физической конституции получается отлично управлять мотоциклом в горной местности. Каждый старается использовать свой опыт для достижения победы.


В подготовке к соревнованиям большинство велосипедистов обращаются к велотреку, так как он совершенствует скорость, реакцию и способность принимать решения мгновенно.

– А где сейчас тот велосипед, на котором ты выступал в Атланте?


К большому сожалению, не сохранились ни первый, ни последний, ни атлантский велосипед. Все велосипеды в моей жизни были клубными. Ты вешаешь один на крючок, тебе выдают новый. Я ушел в профессионалы, все велосипеды остались в клубе. За мной пришла целая группа велогонщиков. Ребята, которые со мной катались, стали олимпийскими чемпионами: Миша Игнатьев и Леша Марков.


Кубки и медали по велоспорту остались. У Александра Анатольевича Кузнецова была правильная политика относительно наград – они тоже принадлежат клубу. Я могу приехать в клуб «Локосфинкс» к Александру Анатольевичу, и на полочке будут стоять мои кубки. Часть наград хранится в спортивной школе «Олимпийские надежды», где я 11 лет работал директором. Их туда привез специально, чтобы не потерялись. Несколько раз за жизнь переезжал, а при переезде всегда что-то теряется. Теперь знаю, что награды в школе хранятся, а не где-то на чердаке в завязанном пакете.

В жизни ценным учителем стал математик.

В одном из интервью я прочитал, что вы обратились к Александру Анатольевичу Кузнецову и не сразу поняли значимость этого события. Так ли это, что велоспорт не сразу заинтересовал вас?


Каждый человек имеет свою причину для занятий спортом. Нельзя сказать заранее, когда придет осознание того, что ты нашел свой вид спорта. К счастью, у меня были самые заботливые родители, которые давали мне возможность попробовать всё.


Заявлял о желании заниматься теннисом. Предложили секцию по настольному теннису, где я играл. Затем увидел большой теннис по телевизору и захотел им заняться. «Пойдем плавать!» — отвели в бассейн. Вода показалась холодной, и я понял, что не умею в воде. Как-то не пошло. Родители быстро отреагировали: «Не хочешь? Ну и не надо, ничего мучиться». Никто из меня не делал ни пловцом, ни теннисистом, ни легкоатлетом, но давали возможность всем заниматься.


С братом увлекался боевыми искусствами. На мой первый поход в пионерский лагерь приехал тренер по боксу. Меня отправили в спарринг, я сразу же пропустил прямой удар в нос, пошли ручьи крови. Как-то тоже не пошло.


Мы перебрались в Сестрорецк. Летом стал заниматься лыжными гонками, всё отлично. Лыжи мне выдали, и я на них помчался. Попросили присоединиться к своей секции…


Зима закончилась, настало время бегать кросс. Победу одержал я и по результатам попал в велосекцию. Дома у меня велосипеда не было, скоро лето, а тут дадут велик. Просто мечта! В секцию пришел из-за велосипеда.


После соревнований через год пригласили меня в центр олимпийской подготовки. Сергей Михайлович Афанасьев до сих пор работает на треке. Предположительно, именно он подошел к Кузнецову и сказал: «Парень без особых навыков и никогда на велосипеде не катался. Но, судя по всему, терпел. Наш!».


Не могу вспомнить, что меня подталкивало. Возможно, чувствовал стыд перед родителями или другими людьми. Днём и ночью лишь переносил всё это.

Не находили удовольствия в занятиях?


– Нет. Какую радость? На трассе проводились командные соревнования по 100 километров. Для этого нужно было обладать сильным здоровьем. Не помню, чтобы у меня было какое-то особенное здоровье. Всё зависело от терпения.


Только через три года вздохнул и взглянул, какой у меня велосипед, какая форма. Это что-то ужасное. Наверное, все из-за того, что до этого было много хорошего. У меня были любящие родители, которые давали всё. Я не очень хорошо учился, был хулиганистым. Всё-таки гормональный фон был высокий. Было тяжело просидеть в классе 45 минут и не обратить на себя внимания.

– Кто из наставников повлиял на ваше мировоззрение? Вопрос уместен в нынешнем году, который посвящен педагогам и наставникам.


В определённый момент жизни я встретил Аскольда Борисовича Собакина, математика, который заставил меня осознать, что существуют люди, способные изменить мировоззрение. За полчаса он разъяснил мне суть математики и её основы. По его словам, ничего сложного в высшей математике нет, поскольку вся она зиждется на прибавлении единицы к единице. Неважно, что это – физические предметы или моральные категории: 1+1 – фундамент математики.


Из этого я сделал вывод, что в жизни важно не упустить таких людей. Это был первый подобный человек в моём опыте. Тогда я ещё не занимался велоспортом.


Встреча с Аскольдом Борисовичем осталась позади. Но этот этап жизни я вспоминаю нередко. Потом появился Александр Анатольевич Кузнецов – настоящий профессионал своего дела. Вспоминаю, как он взаимодействуя с нами, трудился над собой, фиксировал всё сказанное, прослушивал и анализировал. Мы словно губки впитывали информацию и понимали, что от его решений зависит всё: в спорте или велоспорте – нигде больше шансов. А если здесь, то ты непременно окажешься на пьедестале, потому что система такова. Этот паровоз тебя довезёт.


Придя к Кузнецову в «Локомотив», я вышел на утреннюю зарядку вместе с двадцатью четырьмя товарищами. Там стояла двенадцатикратная чемпионка мира Галина Георгиевна Царева, олимпийские чемпионы Саша Краснов и Витя Манаков. Дальше стояли Слава Якимов и Дима Нелюбин, только что вернувшиеся из Сеула в 1988 году. Еще там были чемпионы мира и я. И все мы действовали одинаково: вставали в одно время, ели в одно время, мылись в одной душевой, переодевались в одной раздевалке.


Я без дела сидел слева, зная, что когда-нибудь окажусь справа, а кто-то будет рядом со мной. Если бы я остался здесь, то постепенно продвинулся бы направо. Такие вещи были для меня понятны и приносили комфорт. Оставалось только ждать.

— Не всегда победы на спортивной арене ведут к умению руководить. Вы каждую неделю, или даже чаще, открываете спортивные события и учреждения. С чего же начали осваивать искусство публичных выступлений?


Мне везет, поскольку меня окружает образованная и интеллигентная публика.


Я говорю то, что считаю истиной. Работаю в сфере, где провел определенный период жизни. Прошёл через все: был спортсменом в спортивной школе, выступал на профессиональном уровне. Был этап, когда в Европе организовывал клуб с большим бюджетом. К сожалению, всё закончилось «феерическим» финалом, но спортсмены из этого клуба победили во многих гонках.

Что родителям сказать детям, которые начинают заниматься в спортивной школе? «Ты станешь чемпионом»? Или «Учись, а потом посмотрим»?


Следует прислушиваться к детям. Не нравятся мне люди, которые заставляют детей делать то, чего сами в жизни не достигли. Нравятся люди, создающие для своих детей возможности для расширения кругозора, большего выбора и пространства. Конечно, не нужно жить ради детей. Нужно заниматься собой и уделять им воспитание определенное время.


Главное в воспитании – личный пример. Можно много рассказывать о вреде курения, но если сам куришь на кухне, то это бессмысленно. То же касается книг. Говоришь, что нужно читать, потому что книги развивают мышление и дикцию, а сама не читаешь. Дети естественно не будут читать.


Детям нужно больше хвалить, поскольку им прежде всего нужна поддержка. Неважно, что ребенок делает, нельзя говорить, что это неправильно и всё идёт не так. Откуда мы знаем, так это или не так? У него своя жизнь. С полутора лет он начинает чувствовать себя отдельно от родителей. До этого момента он себя от мамы не отделяет, потому что грубо говоря, питается через грудь и полноценным человеком себя не определяет. А в полтора года он себя определяет, и нужно смотреть, что он делает.


В стране необходима реформа детского спорта. РФС и Санкт-Петербургская футбольная федерация проводят её в футболе. Мы стремимся к результатам. Хотим получать результат от детей. Вместе с тем понимаем: требовать результат можно только после полового созревания, когда мальчик становится мужчиной.


В игровых видах спорта главное – это игровое мышление, помогающее принимать нестандартные решения, что и приводит к победе. Сейчас и в играх, как и в велоспорте, всё ускорилось. Поэтому тот, кто принимает нестандартное решение, становится победителем, за которым начинается погоня.


Мы отбираем в спортивную школу по простым тестам: кто физиологически быстрее, кто больше отожмется и т.д. Но в семь лет эти тесты не дают полной картины предрасположенности человека к игровому виду спорта. Парень позднего созревания сидит на скамейке, потому что стремимся к результату через быстро окрепнувших ребят. Не факт, что в этом виде спорта что-то добьются. В 8-10 лет приносят победу, но когда происходит половое созревание и нужно нестандартно и быстро мыслить, их не хватает. В 12-14 лет приходят ребята со двора и всех «зачесывают».


Главная обязанность тренера – сохранить состав и научить его умениям, которые в совокупности станут основой для становления хорошего игрока.


Занимая кресло вице-губернатора, он выглядит так, словно всегда здесь находился.

– Видите, как в городе появляются новые виды спорта. Если б вы сейчас были мальчиком, какой вид спорта вам понравился бы?


Я – «циклик» и увлекся триатлоном. Некоторым вещам удаётся добиться через преодоление, потому что бегать мне тяжело. Но опять же: бежится тому, кто бегает, плывется тому, кто плавает, едется на велосипеде тому, кто ездит на велосипеде. В циклике всё так. Техника на велосипеде доступна и медведю.


Для того чтобы пространство работало эффективно, нужно пройти через это, требуется время. Я не быстрый, мне нужно немного больше времени. Поэтому увлекся триатлоном, хочу испытать себя в этом. Кузнецов заставлял нас плавать, поэтому определенная база в плавании есть. Но это плавание – посредственное. Сейчас стараюсь поставить технику плавания.


У нас был легендарный велосипедист Осокин. Пришёл в велоспорт из плавания. Кузнецов спросил его: «А ты почему из плавания ушел? Ведь «дельфином» там был?».


— Александр Анатольевич, настала такая пора, что я ощутил, будто ныряю в воду, а чешуйки, словно у рыбы, обращены против меня и останавливают. Принял решение: от плавания перейти к велоспорту.


Он пере пережил это и понял, что атмосфера оказывает на него тормозящее воздействие. Возможно, он начал замечать и осознавать, что успех пришел ему не из-за, а вопреки сложившимся обстоятельствам.

– Ваш товарищ по триатлону и по делам города – вице-губернатор Борис Пиотровский. отмечалВы даёте ему мудрые советы о велосипеде, но жалуетесь на плавание. Может быть, вам нужен ваш совет?


– Говорил ему, что нужно просто начать и установить конкретную цель. В плавании, как и в других видах спорта с цикличностью, ощущение себя в атмосфере приходит со временем. В свое время велосипедисты плавали каждый вечер по полтора километра. Для нас это была тренировка восстановления. Начинается другой обмен веществ в организме, гармоничное развитие всех групп мышц, происходит расслабление. В плавании есть фаза напряжения и фаза расслабления. Если постоянно работать, далеко не уплывешь. Чтобы ловить эти фазы, нужно прочувствовать динамику.


Это здорово. Такое ощущение меры, которое дарят новые знания и умения. Я уверен, что в этом году мы с Борисом Михайловичем начнем плавать. Кстати, о велосипеде ему ничего нового и сверхъестественного я не говорю. Когда я его увидел сидящим на велосипеде, показалось, будто с детства этим видом спорта занимается. Человек сидел на велосипеде, как настоящий велоспортсмен. Не понимаю откуда это.

–Проезжая мимо родного Сестрорецка, если встречаешь группу занимающихся велоспортом, какие мысли у тебя возникают? Чего бы ты хотел им пожелать?


В любительских группах я встречаю ветеранов, с которыми весело и классно. Хочется поздороваться со всеми и спросить о месте службы. Все на полном боевом духе: в классном обмундировании, на велосипедной технике, которой у меня не было даже во времена профессионального спорта.


Появляется много качественной отечественной спортивной формы. В прошлом году половину дистанции триатлона я проходил в такой форме. Никогда не думал, что у нас будут делать хорошую форму. В общем, все развивается, и хочется меньше говорить, а больше спрашивать. Хочется получать обратную связь от людей, занимающихся физкультурой. Хочется понять, хватает ли им всего.


Здоровый дух возможен только в здоровом теле. Поэтому физическая культура должна быть необходимостью для каждого человека. Комитет по физкультуре и спорту Санкт-Петербурга ставит задачу не заставить людей заниматься спортом, а помочь им осознать свою потребность в занятиях физической культурой.


Мы прошли через пандемию и осознали отсутствие лекарств от вирусов. Иммунитет – это здоровье. Здоровье – активный образ жизни. Избыточный вес, бездеятельность – сокращают жизнь. Даже если вам назначен срок, вы просто его проживете в страданиях. В этом нет смысла. Лучше получать удовольствие от физических нагрузок, чем мучиться с бутербродом.


Главная цель — помочь человеку понять эту потребность и начать искать варианты для её удовлетворения. Варианты всегда есть. Питер – беговая столица России, большее количество бассейнов находится именно в нашем городе. У нас футбольная, хоккейная, баскетбольная столица страны. Не случайно баскетбольный «Зенит» стал чемпионом страны.


Неважно, что мы находимся на болоте и солнечных дней немного. Потому что спорт – преодоление, движение через «не хочу». Так, как ты едешь по снегу на велосипеде. Верю, что в Петербурге будет именно так. У нас есть задачи до 2030 года, и очень не хочется рисовать цифры.