Хоккей на траве в России имеет длинную историю и много успехов: сборные СССР по хоккею на траве, как мужские, так и женские, стали бронзовыми призёрами Олимпийских Игр в Москве. Мужская команда победила в Межконтинентальном кубке 1981 года в Малайзии, через два года стала призером чемпионата Европы, а в 1984 году заняла четвертое место на чемпионате мира в Англии.
Сорок лет назад мальчишки и девчонки с удовольствием гоняли самодельными клюшками арабский мяч по асфальту и траве, а матчи с Пакистаном и Индией вызывали не меньший интерес, чем игры сборных СССР по футболу и хоккею с ФРГ и Канадой. Несмотря на скептицизм великой Фаины Раневской к хоккею на траве, подобно балету на льду, факты остаются: советские дети стремились стать такими же виртуозными хоккеистами, как Александр Гончаров и Сергей Плешаков. Почему успех восьмидесятых годов не дал толчка для развития этого замечательного вида спорта в России?
Интересуемся у вновь избранного президента Всероссийской общественной организации «Федерация хоккея на траве России» Антона Мороза.
Мужские и женские сборные СССР того периода были не только призёрами Олимпийских игр в Москве, но и выиграли множество престижных европейских и мировых турниров. Из последних достижений можно назвать завоевание национальной женской сборной России почетного четвёртого места на чемпионате Европы 1999 года и серебряный успех в Кубке чемпионов 2001 года среди женских клубных команд. Сейчас сборные России находятся в первой двадцатке мирового рейтинга, а учитывая то, что в Международной Федерации 137 стран-участниц, это достижение значимо. Высокая планка Олимпиады-80 в последние годы снизилась, но амбициозная задача – вывести этот вид спорта на новый уровень, вернуть престиж былых достижений. Пакистан и Индия действительно были в топе лучших команд мира, но сильнейшие команды последнего десятилетия – это Бельгия, Австралия, Голландия, Нидерланды, Германия. В этих странах хоккей на траве входит в рейтинг самых популярных видов спорта, доступных для массового развития. Это видно по наличию огромного количества площадок, доступности инвентаря – например, в Нидерландах в любом спортивном магазине представлены клюшки, мячи самых разных производителей. Страны-мировые лидеры хоккея на траве славятся отлаженной системой подготовки и стимулирования тренерских кадров, работающих в командах. Нам есть к чему стремиться: надо повышать уровень подготовки наших специалистов, возрождать былые традиции и использовать лучшее из наследия советских спортивных времен.
«Настоящая ситуация в хоккее на траве очень сложная, – говорит президент федерации и главный тренер всех команд по хоккею на траве Ленинградской области Михаил Викторович Арясов, – после распада СССР потеряли базы, тренеров, детей, южные регионы. В масштабах России почти всё пришлось начинать заново, кое-что удалось сделать, но по-прежнему не хватает материальной базы, специалистов».
В нашей стране этот вид спорта не исчез. Есть поводы для гордости и основания для развития: спортивная составляющая скромно, но увеличилась. Число занимающихся детьми возросло с шестидесяти до трехсот. В регионе введен в эксплуатацию специализированный стадион для хоккея на траве, а в четырех районах области активно развивается данный вид спорта. Тенденция к развитию есть, однако темпы роста оставляют желать лучшего.
С середины девяностых годов хоккей на траве находился в застое. Утрата конкурентоспособного чемпионата СССР с такими командами, как СКИФ (Москва), «Связист» (Алма-Ата), «Спартак» (Московская область), ТТУ (Горький) и «Таурус» (Шауляй), сказалась на развитии. В последние годы материально-техническая база улучшилась, но сборные России не пробивались на Олимпийские игры и чемпионаты мира. Организационные трудности также препятствовали прогрессу. Федерация хоккея на траве потеряла аккредитацию, а вошедший в состав Исполкома ФХТР Алексей Сорокин высказался о ситуации весьма резко: «Кому захочется финансировать скандальную, разобщенную федерацию?».
Проблема отсутствия аккредитации Федерации связана с внутренними конфликтами. После того как бывший президент ФХТР Николай Александров не смог участвовать в руководстве из-за объективных причин, утвержденный на пост президента Андрей Кананин не смог зарегистрироваться в Минюсте РФ по тем или иным причинам. Это привело к отсутствию руководства в Федерации. Действующее руководство ФХТР не смогло установить ясные отношения с Министерством спорта РФ. Возникли финансовые сложности: задолженности перед судейским корпусом, проблемы с финансированием чемпионата и другие, вплоть до ареста счетов Федерации. Министерство спорта, которому нужно было готовиться к соревнованиям текущего года, вынуждено искать способ финансировать сборные команды России, проведение чемпионатов России и другие мероприятия через счета других федераций. Для нормального ведения дел выбрана Федерация бейсбола России, в рамках которой создан Комитет по хоккею на траве. В этой ситуации некорректно винить конкретное лицо. Скорее, сыграли роль совокупность факторов и неготовность сторон выстроить нормальную систему взаимодействия. Возможно, также сыграла роль усталость от напряженных отношений в руководстве Федерации. Для решения проблемы нужно вернуть ФХТР аккредитацию – сейчас ведутся переговоры с президентом Федерации бейсбола России Дмитрием Киселевым. Для этого необходимо реструктурировать органы управления и выйти слаженным коллективом на встречу с Министерством спорта, а также разобраться с финансовыми и организационными проблемами.
Михаил Арясов полагает, что хоккей на траве за двадцать лет изменился кардинально по сравнению с восьмидесятыми годами: другая техника и тактика игры. Для того чтобы идти в ногу со временем, необходимы компоненты вроде медицины, психологии, методик, детских тренеров и полей. В регионе нашли возможность готовить специалистов по хоккею на траве из бывших профессиональных хоккеистов, но таких примеров можно пересчитать по пальцам. Сложная ситуация с инвентарем: в России не производятся специализированные клюшки, мячи и другие необходимые атрибуты, поэтому приходится покупать за рубежом. Привозная и собственная профессиональная экипировка – разные вещи. В этом году Спорткомитет Ленинградской области закупил инвентаря примерно на миллион рублей.
– Мы видим желание и готовность Министерства спорта работать с ФХТР при условии формирования легитимных органов управления, способных вести конструктивную политику развития как Федерации, так и хоккея на траве, – продолжает Мороз. – Мы совместно готовимся и консультируемся с Министерством спорта по вопросам, которые необходимо решить для того, чтобы наладить ситуацию внутри нашего коллектива и привести к возвращению Федерации аккредитации. Видим со стороны ведомства полную поддержку и понимание. Очень надеемся, что такие же отношения связывать будут нас и с Министром спорта Олегом Матыциным, который, как мы знаем, глубоко погружен и разбирается в деятельности тех подведомственных организаций, которые в той или иной степени зависят от работы министерства.
Каждая спортивная пирамида формируется с массового и детско-юношеского спорта. В 2008 году в Санкт-Петербурге по адресу улица Коммуны, 39 на базе училища Олимпийского резерва №2 открылся центр хоккея на траве. Увеличивается число детей, желающих заниматься этим видом спорта.
Детско-юношеский спорт – основа будущих олимпийских побед.
В мире детский хоккей на траве развит, девочки участвуют с большим энтузиазмом, чем мальчики, и успешно выступают в индорхоккее. В России этот вид спорта представлен в двадцати регионах: Московской области, Ростовской области, Татарстане и Екатеринбурге.
Успешность детского направления хоккея на траве зависит от тренеров. Тренер – ориентир для подростка, формирует сплоченную команду. Его потенциал нужно использовать не только в развитии хоккея на траве, но и в развитии страны и общества. Нужно решать проблему подготовки квалифицированных тренеров, искать возможности создания специальности «тренер по хоккею на траве».
– Какие задачи вы ставите?
Можно разделить задачи на несколько категорий: объединительную – для устранения противоречий внутри коллектива и вовлечения всех федераций хоккея на траве; финансовую – возвращение аккредитации, определение затрат и составление графика их решения; спортивную – проведение мероприятий, подготовка сборных команд, финансирование; системную – создание программы развития с учетом финансирования от детского до профессионального уровня. После выхода из критического состояния Федерации планируется тесное взаимодействие с региональными федерациями, Министерством спорта РФ, Олимпийским комитетом России, партнерами и властями для инвестиций в развитие. Опыт работы руководителем крупных организаций, в том числе спортивных сообществ, позволяет создавать планы развития, выводить организации из кризиса и достигать целей. Административные и политические ресурсы необходимы для поднятия значимости ФХТР, изменения отношения к ней со стороны государства и международного сообщества. Понимание, как привлекать бизнес на разных уровнях, задействовать регионы и заинтересовать лиц, далеких от спорта, позволит сделать хоккей на траве популярным видом спорта в России.
Михаил Арясов считает, что важно то, что Антон Михайлович Мороз со своей командой стремится объединить всех людей нашего хоккейного сообщества. По его мнению, этот человек хочет не разобщенности, а единения коллектива ради решения главной задачи – успешного выступления на Олимпийских играх. Арясов характеризует Мороза как активного, конструктивно мыслящего, коммуникабельного и контактного человека, не боящегося высказывать собственную точку зрения. По его словам, у него все по делу, четко и конкретно. Главная задача Федерации – системная работа на платформе детского спорта для благополучия национальной сборной страны. Чем шире эта платформа, тем больше шансов получить положительный результат. Детский спорт, юношеские соревнования, Супер и высшая лига должны развиваться в системе. Только если в каждом звене будет вестись такая работа, можно ждать результата наверху.