Андрей Арих: Никогда не смогу комментировать гонку спокойно, потому что душой должен быть на дистанции

A1 TRIATHLON
Андрей Арих: Никогда не смогу комментировать гонку спокойно, потому что душой должен быть на дистанции - фото

Фото: A1 TRIATHLON

Потомственный журналист и выпускник МГУ Андрей Арих не так просто оказался на сцене главных спортивных стартов России. Всю свою сознательную жизнь он посвятил спорту, пройдя путь от юношеского разряда по плаванию и КМС по лыжным гонкам до комментирования Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Мы пообщались с Андреем о его спортивном прошлом и вкладе в развитие  и популяризацию массового любительского спорта.
— Когда состоялся ваш первый опыт в качестве ведущего спортивного мероприятия?
— В 2005 году я еще учился на факультете журналистики МГУ, когда мой товарищ Дмитрий Ерхов, студент физфака и сборной университета, решил организовать лыжную кросс-эстафету на Воробьевых горах и попросил меня, студента журналистского факультета, прокомментировать ее. Я не хотел, но согласился помочь другу. Действовали в полевых условиях. Друг принес из дома старый музыкальный центр с торчащими проводами. Мы примотали их к микрофону изолентой и соорудили некое подобие звуковой техники. Сам я не был психологически и морально подготовлен к происходящему, напоминал комок из комплексов и страхов, похож на человека, который давно не говорил на английском языке и вдруг его внезапно заставили это делать. Помню, что мне было жутко стыдно за себя после завершения мероприятия. Даже несмотря на то, что друзья подходили и хвалили.
— Когда вы почувствовали себя комфортно в качестве комментатора?
— Поначалу для меня публичная деятельность была противоестественным занятием. Не будучи по природе своей публичной фигурой, я испытывал жуткий дискомфорт. Но это был такой вызов самому себе, журналисту и спортсмену. Это все равно, что подойти к атлету, который тренируется каждый день, и предложить ему на слабо пробежать 10 км за 35 минут. Нереально отказаться.  Так и я не смог сказать «нет», заставил себя сказать «да».  Это была внутренняя психологическая борьба с собой на протяжении года или даже двух.
— Расскажите про свой первый опыт комментирования триатлона?
— Большую роль в этом сыграл Андрей Кондрашов. Будучи работником «НТВ-Плюс», он первый начинал комментировать соревнования «в поле» в России. При этом тогда из соревнований еще не делали продукт и такие вещи, как комментатор, музыка, сервис, чипы были скорее редкостью. Андрей всегда был для меня кумиром, он часто сотрудничал с журналом «Лыжный спорт», где я тогда работал. И вот однажды представилась возможность перенять его опыт. Он начал меня приглашать к каким-то стартам, где он не мог комментировать. Так в июне 2014 года я попал на свой первый московский триатлон в Крылатском, проводимый под эгидой Федерации триатлона. 
— Как вы начали сотрудничать с коммерческими стартами?
— Это был московский старт по триатлону среди любителей, организованный Михаилом Громовым. Первый и единственный раз, когда я вышел на организаторов сам и предложил себя в качестве комментатора. Тогда старты Grom Vesta Bank были единственной серией коммерческих стартов, проводимых в России. На тот момент я уже почувствовал вкус этой работы, удовольствия от нее, уверенности, что сделаю это хорошо и понял, что хочу сделать шаг навстречу. И возможно этот шаг будет способствовать развитию качества спортивных мероприятий, проводимых в России. 
— И как это было?
— Первый свой Grom Vesta Bank я надолго запомню, так как специально под него сместил отпуск и возвращался с семьей, с двумя детьми в Москву на машине. Дорога была длинная, тяжелая, я провел за рулем 24 часа. В Москву мы приехали в два ночи и, конечно, я был в разобранном состоянии и сильно переживал, что приеду знакомиться на первый старт далеко не в лучшей своей форме. Тогда для меня это тоже было своеобразным испытанием на выносливость. Но, как видишь, я справился.
— А вы испытываете волнение перед началом мероприятия?
— Иногда да, но, мне кажется, самое страшное волнение в своей жизни я уже пережил, когда вручал своим голосом олимпийские медали в Сочи в 2014 году. Ведь к этому моменту спортсмены идут всю жизнь. Я называл их фамилии, они стояли на олимпийском пьедестале. На трибуне сидели первые лица государств, мировые спортивные функционеры. Я до сих пор вспоминаю — и у меня мурашки по коже. Это были настоящие игры, это была не сказка, не сон. После этого я уже с любым стартом справлюсь. 
— В течение сезона-2016 вы работали каждые выходные. Не чувствуете накопившейся усталости?
— Наверное, если бы я не получал столько удовольствия от соревнований, мне было бы тяжелее. Но я сам, будучи спортсменом, всегда очень хочу бежать, участвовать, бороться с собой. У меня кровь бежит по венам в этой атмосфере спортивного праздника. Даже в суровые бледные рабочие будни иногда ловлю себя на мысли, что мне очень не хватает соревнований. Я хочу слышать музыку, видеть улыбки, чувствовать приближение старта. И вот когда эти компоненты объединены в одном месте, в одно время, получается спортивная праздничная стартовая феерия. Мне уже тяжело без нее. На неделе я жду выходных, когда придет новый старт. Для вас, участников, это возможность стартовать, а для меня возможность быть рядом с вами, разделить с вами эту тональность, эти эмоции. И я никогда не смогу комментировать спокойно, потому что душой должен быть на дистанции.
— Как удается совмещать личную жизнь и такой плотный рабочий график?
— Семья меня поддерживает и всегда, когда есть детские старты, мы приезжаем всей семьей на соревнования. Для нас это лучший вариант отдыха на выходных. Дети бегут, а папа комментирует.
— Какие изменения от сезона к сезону вы видите в организации стартов?
— С точки зрения организации я вижу, что в триатлоне сформировалась самая благодатная ситуация для развития спорта. Подобную картину можно наблюдать только в беге. И нигде больше я не вижу такого. Триатлон и бег — это самые динамично развивающиеся виды спорта в последние пять лет. Причиной послужило появление массовых коммерческих стартов, которые, как воронка, втягивают все больше и больше участников. В этих стартах люди находят мотивацию: там есть медали на финише, есть командные зачеты, можно выступать клубами. А клубное движение — двигатель прогресса в любом спорте. Огромную роль играет также атмосфера праздника, это уже не просто соревнование, а некий спортивный продукт. Я уверен, что организаторы стартов делают для развития триатлона все необходимое. Возможно, не хватает государственной поддержки по части содействия сведения к минимуму всех согласований. 

— Хочется завершить интервью блиц-опросом. Расскажите, какой старт, по вашему мнению, в 2016 году был:
А) самый жаркий?
— Это определено триатлон в Бронницах этим летом. В прошлом году в Сочи был тоже настолько солнечный день, что я четыре недели лечил ожог на руке.
Б) самый холодный?
— Наверное, А1 в июне в Сестрорецке. Температура тогда была около 17-ти градусов.
В) самый сложный?
— Эльбрус World Race – соревнования вокруг Эльбруса. Были несколько причин, почему считаю этот старт сложным. Прежде всего, это ненормированный график, когда приходилось спать урывками, по несколько часов. Когда хочется спать, ты ничего не хочешь, а тебе при этом надо быть таким позитивным и встречать спортсменов на финише. Это тяжело. Но, пожалуй, еще сложнее было удержать себя вокруг этих невероятных ландшафтов  и не сбежать в эти невероятные горы. 
Г) самый ожидаемый?
— Самый ожидаемый старт в последние два года для меня – это Legal Run. Я работаю в пиар-службе юридической компании «Яковлев и партнеры» и для меня забеги, организуемые Адвокатским бюро КИАП с командой единомышленников в профессиональном юридическом сообществе, вызывают особые чувства. Я могу быть в рабочей атмосфере с коллегами, но в то же время совместить это со своей второй любимой деятельностью. Еще пять лет назад невозможно было представить, что белые воротнички объединятся в беге, в движении. Но вот уже три года подряд это происходит. Все средства от этого мероприятия идут в фонд «Подари жизнь».
Д) самый красивый?
— Думаю, это средневековый Выборг. Северная невероятная по красоте природа, гранитные глыбы, поросшие мхом. И, конечно, А1 в Петропавловской крепости. Это большая честь для меня — стоять в сердце Санкт-Петербурга и сотрясать своими словами воздух. Конечно, я люблю все старты в Сочи за невероятный по красоте велоэтап: горы, ущелье. А еще в этом году поразила Казань.
— Что бы вы пожелали тем любителям, которые только присматриваются к триатлонным гонкам?
— Меньше присматриваться. Нужно стартовать, тренироваться, заниматься спортом. Это развивает силу и дух.


Источник

Loading