Анатолий Семенов: Раньше в НХЛ посадили тебя на «вилы» — и метров 10 до стекла тащат. А сейчас отношение бережное

Анатолий Семенов (витрина)

Олимпийский чемпион 1988 года, осевший в последние годы в городе на Неве и тренировавший три питерских клуба — «Серебряные Львы», «СКА-Карелия» и МХК «Динамо», сейчас работает в системе «Чикаго». Поэтому нельзя было не поинтересоваться его мнением о взлете Анисимова и синдроме второгодника у Панарина. А также попытаться разобраться с подводными камнями, которые могут помешать новым звездочкам российского хоккея превратиться в настоящих звезд.

Поверят ли в молодежь в клубах?

— На Кубке мира все восхищались молодой сборной звезд Северной Америки. Но, как показал Кубок «Карьялы», у нас хватает молодежи, которая также способна удивлять и играть хорошо.
— Прежде всего, прекрасно, что собрали такую молодую сборную. Этим ребятам надо дать, как говорится, почувствовать пороху. Поиграть в турнире такого высокого уровня, где они могут себя проявить, почувствовать атмосферу большого хоккея и свой уровень игры. Одно дело выступление в КХЛ, и другое — когда выходишь на лед в составе национальной сборной. Кстати, это было видно по первой игре россиян на Карьяла Кап — ребята вышли и руки тряслись. Дебютный матч… Первый период был очень сложный. А потом в накат, накат, и считаю, великолепно провели весь турнир. Я очень рад за них, и думаю, у многих пацанов есть хорошая перспектива в будущем.



— Наверное, Ничушкин уже созрел, чтобы стать лидером не только молодежного состава сборной? И невключение его в состав на Кубок мира было определенной ошибкой.
— Возможно. Более того, уверен, что любой игрок из этого состава способен пополнить национальную сборную на постоянной основе. Единственный вопрос — дадут ли им этот шанс в своих клубах? Скажем, Светлаков не так уж много проводит время на льду в ЦСКА. И другие ребята то же самое. Главное — поверить в хоккеиста, и чтобы он знал, что тренер в него верит. Тогда ребята не только на 100, на 150, на 200 процентов будут отдаваться и играть.

Мальцев увидел мое «стекло» и говорит: «Если ты через пять минут его не снимешь, я сам тебе сниму»

— Наверняка, все клубные тренеры КХЛ смотрели финский этап Евротура и видели, какой уровень показали их игроки. Что мешает дать больше свободы молодым талантам: не переводить в четвертые звенья, не сажать на лавочку, не отправлять в фарм-клубы?
— Не могу отвечать за тренеров и объяснить, что им мешает. Могу только сказать, что когда я был молодым, Владимир Владимирович Юрзинов в московском «Динамо» меня поставил и доверял, давал шанс. Безусловно, молодые будут делать ошибки, но нельзя их связывать по рукам и ногам и при первой помарке сажать на лавку. Надо продолжать обучать, верить и давать играть.

— Сборная России пять лет до этого не выигрывала Кубок «Карьялы». В прошлом году наша команда не добилась успеха ни на одном из этапов Евротура. А эта команда с ходу поднялась на пьедестал. Может, и не нужны Знароку опытные, сытые игроки, если и с таким составом можно решать серьезные задачи?
— Вы знаете, я до сих пор считаю, что хорошая команда — это коллектив, где есть ветераны, среднее звено и молодежь с их задором. Такой баланс идеален для команды. Нельзя набрать одних молодых, нельзя одних старых. Должен существовать баланс.

— На мой взгляд, на тех же Евротурах одним и тем же, проверенным, составом сборная России играла достаточно академично. Сейчас появилась страсть, появились другие скорости…
— Ну, скорости, вероятно, потому, что играет молодежь. Так же, как задор и агрессивность. Ребята хотели себя проявить. Поэтому они выкладывались полностью, и мы это увидели.

— К сожалению, многие талантливые хоккеисты не могут пройти через медные трубы, их губит звездная болезнь. Как с этим бороться и как вам в свое время, например, не давали зазвездиться?
— Поэтому я и говорю про здоровый баланс в коллективе (смеется). Помню, приехал я еще молодой в команду «Динамо». У нас же тогда не было всех защитных масок, визоров — и привез это «стекло». Меня Мальцев увидел и говорит: «Если ты через пять минут его не снимешь, я сам тебе сниму» (улыбается). Когда в команде есть хороший баланс, есть ветеранчики, которые могут ребят, приезжающих из сборных, поставить на место — по-хорошему — это здорово.

Нападающий должен уметь рисковать

— Юрзинов подчеркнул, что сейчас в нашем хоккее мало игроков, способных солировать, обыгрывать, ярких в техническом плане личностей. Есть такая проблема?
— Не думаю, что каждый игрок на это способен. Бывает, конечно, обыграл и забил. Но поставить на поток сложно. Все равно считаю, что молодежь у нас хорошая и с ней надо работать. Процесс обучения никто не отменял. Надо постоянно обучать.

— В былые годы наши хоккеисты, наоборот, срывались на индивидуальные действия, пытаясь в одиночку обыграть всю пятерку соперников. Сейчас, например, на Кубке мира у нас была другая крайность. Никто не хотел на себя брать инициативу и рисковать…
— Возможно, тут тренером была поставлена такая задача — не сваливаться на индивидуальную игру, а работать командой. Хотя, вы правы, на Кубке мира в североамериканских сборных было много индивидуально сильных хоккеистов, которые брали игру на себя, обыгрывали, забивали. На то и нападающий, чтобы уметь рисковать.

— Сейчас вы чем занимаетесь? Приехали сюда со сборной России?
— Нет, я работаю на «Чикаго». Проскаутом. В Финляндию мы приехали посмотреть молодежь, очень интересно. Узнают ли меня в Финляндии? Да, бывает. Да и в других странах тоже есть люди, которые помнят старое поколение.

У Панарина правильное отношение к хоккею

— «Чикаго» в последнее время превратился в команду, за которой с симпатией наблюдают в России. За нее выступают два ярких российских хоккеиста новой волны — Панарин и Анисимов. А ведь в этом клубе никогда особо не было россиян, они там не уживались. Почему клубный вектор «Ястребов» сместился на Восток?
— Времена меняются. Сейчас хоккей кардинально поменялся. Если раньше североамериканский стиль был больше up and down, как они говорят. Сейчас же в первых двух звеньях в практически каждой команде — игроки, очень хорошо оснащенные технически. Классно владеют клюшкой, шайбой. И нашим игрокам просто приятнее играть в таком стиле. Когда мы играли за океаном (Семенов в НХЛ выступал с 1990 по 1997 год в составах «Эдмонтона», «Тампы», «Ванкувера», «Анахайма», «Филадельфии» и «Баффало». — «Спорт День за Днем»), хоккей был немного другой, более жесткий. Посадили на «вилы» — и метров 10 до стекла тащат. А сейчас отношение бережное. Немножко тронул соперника, и все, удаление, тебя отправляют «отдыхать».

— У вас есть какое-то объяснение, почему в этом сезоне Анисимов вдруг превратился в лучшего бомбардира всей лиги?
— Честно говоря, не хотел бы на эту тему говорить, чтобы не сглазить. В хоккее люди суеверные. Очень приятно, когда игроки забивают и играют хорошо. Это очень приятно всем.

— Патрик Кейн сказал, что раз нас с Панариным очень хорошо сторожат, мы просто отдаем шайбу Анисимову, который остается свободным и тот забивает.
— Очень хорошо ответил. Нас изучили, поэтому Артем забивает (смеется).

— У Панарина может возникнуть кризис «второгодника». На Кубке мира он выглядел не так ярко, как от него ждали.
— Не согласен. Считаю, что он играет хорошо. Артемий — очень талантливый, одаренный парень с сильным характером и правильным отношением к хоккею. Так что, надеюсь, все будет так, как надо.

— Скотти Боумэн, сейчас работающий консультантом в «Чикаго», по-прежнему испытывает горячую любовь к российскому хоккею?
— Вот в январе отправлюсь туда на встречу, а по приезду расскажу (смеется).

Хельсинки — Санкт-Петербург


Источник: www.sportsdaily.ru

Loading