Алексей Иремашвили о начале конкурентной борьбы в современном теннисе


Количество людей, играющих в теннис, впервые достигло 100 миллионов человек. Это показано результатами последнего Отчета по глобальному теннису Международной теннисной ассоциации (ITF), опубликованного в ноябре 2024 года. Данные собирались в 199 странах мира. Такая статистика во многом связана с родителями, которые с раннего возраста знакомят детей с ракеткой, желая их видеть чемпионами. Так считает Алексей Иремашвили – мастер спорта по теннису, победитель национальных и международных чемпионатов среди юниоров, тренер и руководитель теннисной школы Be Pro Tennis. Алексей тренирует как профессионалов (например, он сопровождал на крупнейших турнирах игроков первой пятерки WTA Елену Дементьеву и Светлану Кузнецову), так и начинающих игроков, в том числе детей. В каком возрасте дети сегодня занимаются теннисом, чем сильна российская школа тенниса и в чем разница подходов к обучению в крупнейших теннисных академиях Испании, Франции и США – на эти вопросы мы нашли ответы у Алексея Иремашвили.


Несмотря на традиционную элитарность тенниса, его играют больше, чем когда-либо: 106 миллионов человек по данным ITF. Родители приводят детей в теннис уже в 4–6 лет. Обосновано ли это раннее начало?


Современный теннис отличается от предыдущих эпох: конкуренция начинается рано, но это не единственный путь к успеху. Некоторые считают раннее начало занятий необходимым для достижения вершин, другие опасаются перенапряжения и травм. Теннис эволюционировал. Раньше многие начинали играть в юном возрасте и завершали карьеру около 30 лет, как Сампрас и Агасси. Сейчас ситуация другая: Янник Синнер вошел в теннис в 13 лет после занятий горными лыжами. Новак Джокович начал в 4 года и в 37 лет остается лидером рейтинга. Андрей Рублев и Даниил Медведев из нынешней первой десятки теннисистов России начали заниматься соответственно в 4 и 6 лет.

Каким образом особенности тренировки теннисистов в государствах с разной погодой и развитым спортивным оборудованием способствуют их победам на международной арене?
Несмотря на климатические трудности, теннисисты из холодных стран добиваются высоких результатов благодаря особенностях подготовки.
Этот подход включает акцент на технику и физическую форму, дающую преимущество в продолжительных матчах. Многофункциональный тренировочный план с раннего возраста включает гимнастику, легкую атлетику и другие виды спорта, снижая риск травм и улучшая координацию.
Высокий уровень конкуренции и дисциплина готовят спортсменов к профессиональному спорту. Такой подход формирует прочную базу для развития техники ударов, минимизируя перегрузки и травмы.
В странах с развитой теннисной инфраструктурой, как в США, применяется индивидуальный подход к каждому спортсмену, доступ к современным технологиям и сильная университетская система, которая позволяет сочетать спорт и образование.
Это приводит к появлению новых звезд мирового тенниса и повышает конкуренцию в профессиональном спорте.

– Вы стажировались и работали в престижных теннисных академиях мира, таких как испанская Академия тенниса Lozano Altur, где тренировался Марат Сафин, и не менее известная французская академия Патрика Муратоглу. Какой подход применяют тренеры лучших школ Европы?

В академии тенниса LozanoAltur, где обучались Марат и Динара Сафины, Игорь Андреев, Давид Феррер, всегда существовал четкий план выявления талантливых детей и работы с ними. Расположенная в Испании, академия использует грунтовый корт как основное покрытие, обучая детей играть с учетом этого фактора, но так, чтобы на других типах кортов ученики демонстрировали не меньшую эффективность. Тренеры школы сначала налаживают игру на медленном покрытии, делая акцент на тактике, правильном подходе к мячу и построении розыгрыша. После того как теннисист приобретает понимание важнейших элементов игры, переходит на более быстрое покрытие – хард. Что касается академии Патрика Муратоглу, то там самое серьезное внимание уделяется физическому состоянию спортсмена, но при этом тоже придерживаются индивидуального подхода к каждому игроку.

Вы знакомы с обучением способных теннисистов в американских академиях, например, в академии Weil в Калифорнии. В Соединенных Штатах действует иная система?

В американских школах тренировочный подход отличается от европейского. В европейских академиях для талантливых игроков обычно назначают одного тренера. В США такой практики нет, что имеет свои преимущества – игрок может услышать различные мнения о своей игре и моментах для улучшения. Тренировки в Америке часто проводятся с участием четырех игроков на корте, что позволяет чаще менять соперников и играть с разными игроками, отрабатывая разные элементы удара.

В тренерской практике были ученики разного возраста и уровня подготовки: от профессионалов высшего звена, например, Елены Дементьевой, которую готовили к турнирам Большого Шлема, до детей, среди которых есть победители чемпионатов России и международных соревнований. Какими принципами руководствуетесь в работе с детьми для достижения успеха?

Заложив в начале правильные привычки, дисциплину и любовь к спорту, можно дать ребёнку шанс на успешную карьеру. Главное – не просто обучить теннису, а создать среду развития, где ребёнок получает удовольствие от игры, учится работать над собой, справляться с трудностями и наслаждаться процессом. Тогда теннис станет частью жизни. Много работал я с начинающими игроками. Одна из воспитанниц, Вера Дмитриева, после двух упорных месяцев работы выиграла свой первый турнир – соревнование в Марбелье среди детей до 10 лет. Одним из самых талантливых игроков был Слава Шаинян, победитель чемпионата России до 14 лет. Мы совершенствовали с ним видение игры и скорость передвижения по корту – качества, которые позволили ему одержать победы во множестве турниров и занимать верхние строчки рейтинга среди игроков своего возраста.

Переход юных теннисистов в профессиональный спорт нередко сопровождается трудностями. Почему многие талантливые юниоры теряют свой высокий уровень после перехода во взрослый теннис?

В юниорском теннисе побеждаешь за счет техники, силы и скорости ударов, а в взрослом туре нужен полный арсенал качеств – игра, физическая мощь, выносливость и тактическая гибкость. Разница в уровне огромна: матчи длиннее, удары сильнее, соперники опытнее, проигрыши становятся частью пути. Ключевая проблема – ментальный барьер: у юниоров еще нет привычки к частым поражениям, поэтому они часто теряют уверенность, не выдерживая давления. Еще один фактор – физическая неподготовленность. Без силы, выносливости и стабильности в ногах в профессиональном теннисе не выжить.

– Чем вы помогаете воспитанникам привыкнуть к взрослому спорту?

Я строю тренировочный путь поэтапно: игроки начинают с ITF, затем переходят на «челленджеры», постепенно адаптируясь к новому уровню. Работая с юниорами, я делаю акцент на силовой подготовке, ментальной устойчивости и игровой тактике. Учу терпению, изменению стратегии в ходе матча, выдерживанию длинных розыгрышей. Важную роль играет восстановление – без правильного режима и работы с физиотерапевтом риск травм возрастает. Главное – не спешить и не сгореть. Те, кто проходят этот этап правильно, становятся профессионалами. Остальные остаются в истории как «перспективные юниоры, которые так и не заиграли».

Каким образом родитель может помочь ребенку стать чемпионом по теннису?

Главное – воспитать человека, любящего теннис и готового трудиться. Поддерживайте ребенка, но не давите, ведь теннис должен быть его выбором, а не вашим проектом. Позвольте тренеру выполнять свою работу, не вмешиваясь в технику и тактику. Создайте благоприятную атмосферу: не ругайте за поражения, а учите извлекать уроки. Терпение – главный фактор. Значительные достижения не появляются мгновенно, поэтому важно не сгореть раньше времени. И самое главное – пусть ребенок играет с радостью. Без любви к теннису чемпионом не стать.