Алексеев: российские верфи — от эсминцев до яхт

В Санкт-Петербурге стартовала

Балтийская яхтенная неделя – 2019Главный морской праздник Санкт-Петербурга продлится с 10 по 17 июля. Основная программа недели пройдет у стен Петропавловской крепости. Ожидается, что в ближайшие годы Балтийская яхтенная неделя войдет в десятку крупнейших мировых морских праздников. Фестиваль проводится ежегодно с 2017 года. В 2018 году мероприятия посетили более 100 тысяч человек.

Фестиваль предлагает парусные регаты с ведущими российскими спортсменами, захватывающие водные шоу и показательные выступления. Участники смогут посещать большие парусники, смотреть тематические фильмы и выступления известных мореплавателей и яхтсменов в кинотеатре-лектории, а также освоить навыки на мастер-классах для взрослых и детей. Ярмарка образовательных программ Петербурга в области парусного спорта, дни открытых дверей в яхт-клубах города, деловая программа, большой концерт с российскими звездами, водное световое шоу и фейерверк — это лишь часть того, что ждет гостей фестиваля.

В предпраздничный период корреспондент «Спорта День за Днем» встретился с Сергеем Алексеевым, президентом Санкт-Петербургского парусного союза, и поговорил о трудностях в российском парусном спорте.

Изменился ли доступ к парусным секциям Петербурга для простых горожан? Возникают ли новые места, где каждый сможет рассмотреть яхты, попрактиковаться с парусами и отдать ребёнка на курсы?

В петербургских клубах часто проводят семинары и дни открытых дверей. Балтийская яхтенная неделя – пример рекламы спорта. Много информации можно найти на сайте Петербургского парусного союза. Детей в клубах становится больше, а вот с взрослыми проблема. Экипаж крейсерской яхты (спортивная яхта дальнего плавания, приспособленная для серьезных регат) «Спорт День за Днем»Существуют проблемы с нехваткой кадров. Для дальних плаваний требуется много людей, но их недостаточно. Нет передачи опыта. Некоторые дети доходят до 15 лет, а дальше – нет. Из детского класса «Оптимист» в олимпийские классы переходит очень мало воспитанников.

– Вопрос денег?

Лодки стоят дорого. Число яхт-клубов сократилось резко. В Санкт-Петербурге до 1991 года было более тридцати яхт-клубов, сейчас их четыре. Более того, они больше напоминают стоянки, чем полноценные клубы. Из-за недостаточного развития петербургской акватории у нас мало частных спортивных яхт.

В этой области судостроение не развито. Ранее в Петербурге существовала судоверфь ВЦСПС, которая строила, в частности, отечественные лодки класса Л-6 – нашу знаменитую «шестёрку». «Спорт День за Днем»Вместо верфи возводится жилой комплекс.

И у катеров не хватает мест для стоянки.

– Как вы решаете эти проблемы?

Развиваем яхт-клубы. Я стал акционером клуба в Кронштадте на Тулонской аллее. С Речным яхт-клубом сотрудничаем активно. Договариваемся с Петроградским районом о совместной работе по развитию малых частных клубов. Что-то пытаемся сделать и в Ломоносове.

Недостаточно усилий и государственной поддержки парусного спорта. В европейских странах такая система имеется. Например, в Германии аренда квадратного метра земли для яхт-клуба стоит один-два евро. Клубам практически бесплатно предоставляется земля с условием развития социально значимого спортивного проекта. У нас такого закона нет. В Кронштадте за аренду за квартал нужно заплатить 550 000 рублей. Где взять такие деньги?

– Клубам нужны льготы.

В Финляндии и Германии подобная практика уже применяется.

– Как справляются существующие яхт-клубы?

Мы всегда приводим в пример Яхт-клуб Санкт-Петербурга в Лахте, также известный как «порт Геркулес». Там помощь оказывается со стороны Газпрома. Надеемся, что в следующем году завершится строительство гавани.

На Крестовском острове Санкт-Петербургский парусный клуб столкнулся с проблемами из-за недостоверных документов на участок земли. Администрация района настаивает на выселении клуба с территории.

Подходит ли Санкт-Петербург для яхт всех классов? Или городу целесообразнее сосредоточиться на лёгких досках – виндсерфинге и кайтинге?

Наш город всегда был портом для всех судов. Конечно, место недостаточно велико: финские яхты Nautor’s Swan могут пришвартовываться только на Неве из-за почти 4,5 метров осадки. Тем не менее, нужно стремиться к максимальному количеству мест для яхт, чтобы олимпийские классы могли развиваться в городе и была представлена вся линейка классов.

Сейчас сложно: национальное яхтенное судостроение прекратилось, отдельные талантливые люди остались, но мы отстаем в технологиях. Современные яхты используют подводные крылья, достигают скорости 100 километров в час. Без развития этой технологии мы отстанем и потеряем статус на Олимпийских играх. К счастью, в программу Олимпиады-2024 включили кайтбординг. У нас отличные спортсмены в этом виде спорта, есть хорошие шансы.

В России действуют качественные военные верфи. Требуется программа диверсификации, чтобы судостроители занимались не только строительством эсминцев, а также созданием мастерских для нужд парусного спорта.

– И опять же проблема в деньгах? Нерентабельно?

Деньгам нужны масштабные, колоссальные вложения. Найти такие средства сложно. Спортивный и туристический комитеты Санкт-Петербурга должны активизироваться в этом вопросе.

Какие районы Санкт-Петербурга Вы считаете самыми перспективными для развития паруса?

– Петроградский, Красносельский, Ломоносов. Сестрорецк тоже. Василеостровский с намывными территориями интересен тем, что там есть фарватер без мостов. туда могли бы причаливать крупные суда. Но пока это закрытая таможенная зона.

– А как же Кронштадт?

Этот вариант тоже перспективен, но возникают разногласия между ведомствами. Военные также имеют собственное представление о том, как использовать территорию.

Развитие туризма в Петербурге и получение города туристических премий способствуют росту парусного спорта?

– Количество приезжающих к нам на яхтах не увеличивается. Это тоже отдельная проблема. Нет пристаней для удобства яхтсментов. Визовый вопрос. Внутри Евросоюза его давно нет, и привыкли ходить, куда хотят. В итоге приток туристов ничего нам не приносит.

С 4 по 11 августа в Санкт-Петербурге, у парка 300-летия города, пройдет чемпионат мира по виндсерфингу среди юниоров. В нашей стране за десять лет не проводилось соревнований такого уровня.

Считаю, что это показатель. Не стоит чрезмерно унывать, много усилий предпринимается для развития паруса в России. Достижения есть. Нужны более весомые результаты.

– Санкт-Петербург – наиболее подходящий город для развития парусного спорта в России? Крым пока не подходит из-за политической ситуации.

Город хороший, но время навигации короткое: с середины мая до конца сентября. Менее полугода. Зимние развлечения есть, но всё-таки… Краснодарский край, черноморское побережье удобнее в этом плане. Сочи, прежде всего.