
В прошлом году в России стартовала программа «Плавание для всех». Инициатива предусматривает к 2030 году подготовку 12,5 млн детей, которые смогут уверенно плавать, и привлечение 4 млн россиян к регулярным занятиям в бассейнах. В связи с этим спортивные организации должны более эффективно обучать плаванию как детей, так и взрослых, проводить соревнования для поиска талантливых спортсменов, а также пропагандировать здоровый образ жизни. Такой взгляд разделяет тренер по плаванию и спортивный психолог Александра Ежова, имеющая опыт работы со спортсменами в школе олимпийского резерва «Олимпиец» в Иркутске и с людьми, испытывающими страх воды. Мы поговорили с Александрой Ежовой о том, как организовывать соревнования, которые привлекут в бассейны тысячи людей, почему не хватает специалистов по работе с аквафобией, и для чего современному человеку необходимо умение плавать.
Александра, как тренер и спортивный психолог, ваше призвание заключается в том, чтобы помочь людям обрести уверенность в себе при нахождении в воде. Хотя плавание не всегда кажется современным людям абсолютно необходимым, почему же стоит его осваивать?
Как тренер могу сказать, что плавание – универсальный вид физической активности, оказывающий благотворное влияние на разные системы организма и подходящий людям любого возраста и уровня спортивной подготовки. С точки зрения психолога плавание эффективно снижает уровень стресса, улучшает настроение, помогает справиться с тревожностью. Для меня плавание – это вся жизнь. Родители привели в бассейн в раннем детстве, чтобы научить держаться на воде, а меня затянуло в спорт. Как спортсменка знаю чувство удовлетворения и сильные эмоции во время выступлений, но сегодня плавание для меня прежде всего не про рекорды, а про единение с собой. Этому учу и своих воспитанников.
– Ваша специальность нетипичная – вы занимаетесь детьми и взрослыми, испытывающими страх перед водой. Что побудило вас сосредоточиться именно на этом?
В начале тренерской работы я увидела, что некоторым детям неприятно касаться воды лицом и телом. Подобные сложности со временем стала замечать и у взрослых. После нескольких занятий ученики обычно преодолевали трудности, научившись расслабляться, дышать и двигаться в воде. Но не всем удавалось это сделать — некоторые мои подопечные испытывали настоящую фобию перед водой, разгадать которую за пару занятий было невозможно. Мне стало ясно, что привычных методов обучения недостаточно, нужно работать с воспоминаниями, чувствами и эмоциями каждого человека. Так у меня родилась идея создать для учеников, страдающих боязнью воды, метод плавания с использованием психологического подхода.
– Сегодня у вас есть диплом психолога, дающий возможность профессионально помогать людям с аквафобией. Насколько мне известно, ваша магистерская диссертация касалась формирования самоэффективности личности. Расскажите, что это такое и как связано с вашей работой по преодолению страха воды.
Теория самоэффективности Альберта Бандуры утверждает, что вера в свои способности решает многое на пути к успеху. Страх воды часто сопровождается уверенностью в своей неспособности плавать или контролировать тело. Избегание ситуаций с водой снижает самоэффективность, создавая замкнутый круг: отсутствие опыта усиливает страх, а страх препятствует накоплению опыта. Для преодоления аквафобии важно повышать самоэффективность – под руководством тренера, постепенно добиваясь успехов и применяя техники расслабления. Укрепляя веру в свой успех, человек начинает воспринимать воду как управляемую и безопасную среду.
Как вы используете эту теорию в своей работе? Опишите главные моменты вашего подхода к преодолению страха перед водой.
В процессе обучения взрослых и детей преодолевать страх воды применяю такую схему. Сначала работаем с мыслями или эмоциями: «мне страшно», «у меня не получится». Затем идет этап ожидания результата: «хочу уметь плавать», «хочу проплыть быстрее». Далее – действия на тренировках: упражнения, освоение техники плавания. И наконец, конкретный результат: «смогла проплыть 10 метров сама» или «выполнил необходимый разряд на соревнованиях». Такая схема применима как для детей, так и для взрослых.
– Если не ошибаюсь, в Иркутске, столице Восточной Сибири, вы единственный эксперт по обучению плаванию людей с аквафобией. Но ведь страх воды – явление очень распространенное. Почему тогда недостаточно работающих с этой проблемой тренеров и психологов?
Обучение плаванию людей с аквафобией – сложное дело, требующее преодоления как психологических, так и физиологических преград. Страх вызывает мышечное напряжение, мешающее расслабиться в воде, поверхностное дыхание, не позволяющее освоить правильное его выполнение. Ускоренное сердцебиение и тревога могут помешать восприятию инструкций тренера. Психологический дискомфорт усиливается низкой самооценкой, поэтому групповые занятия не подходят таким ученикам. Обучение такому ученику требует от тренера эмпатии, терпения, индивидуального подхода, в идеале – диплома психолога. К сожалению, таких специалистов очень мало.
Работа тренера и судьи предполагает многогранный подход к подготовке пловцов. Опыт работы с юными спортсменами в школе олимпийского резерва и проведение соревнований и семинаров для коллег – это лишь часть профессиональной деятельности. Расскажите об одном из ваших проектов – масштабном «Кубке «Аквастар», который получил освещение в СМИ.
Федерация плавания Иркутской области «Байкал» предложила мне как судье 1-й категории организовать и провести эти соревнования. Решили объединить любителей плавания и учеников спортивных школ. За кубок состязались более 1000 юных пловцов – соревнования действительно оказались самыми масштабными в Иркутске. В 2022 году решили снова провести «Кубок «Аквастар», и количество участников перевалило за 2000 человек. Было важно показать, что любители и спортсмены могут состязаться и вдохновлять друг друга. Соревнования получились настоящим праздником – артисты выступали, были конкурсы для зрителей, синхронистки и мастера подводного плавания показали свои программы. Маститые пловцы, члены сборной команды Российской Федерации по плаванию, провели демонстрационное проплывание и разбор техники старта и поворотов. В 2022 году Кубку присвоили статус региональных соревнований, теперь его проводят дважды в год.
– Для развития спорта активно пользуетесь возможностями социальных сетей: ведете известный блог о плавании и здоровом образе жизни. Чем соцсети помогают тренеру и психологу?
Начало ведения блога пришелся на пандемию, когда личные встречи были ограничены. Целью было объединить любителей плавания или желающих освоить его. В этот период всем нужна была поддержка и мотивация, а сетевое общение помогало в этом. Сейчас продолжается предоставление подписчикам полезной информации: общаясь о тренировках, методах преодоления психологических барьеров, доступных способах здорового образа жизни. Многим, особенно людям зрелого возраста, сложно решиться записаться в бассейн. Истории взрослых учеников, преодолевших себя и научившихся плавать несмотря на прошлый негативный опыт, мотивируют других изменить жизнь к лучшему.