Александр Кузнецов. Человек без отпуска

Спорт как средство воспитания гражданина и патриота
Александр Кузнецов. Человек без отпуска - фото

Фото: РИА «Новости»

Перед летней Олимпиадой в Афинах я отправился на интервью к Александру Кузнецову, легендарному отечественному тренеру по велоспорту. Прежде всего меня интересовало, у кого из россиян есть шансы на медали. Желательно золотые. «Миша Игнатьев очень перспективный. Может выстрелить», — заверил меня Кузнецов. Спустя несколько месяцев 19-летний петербуржец выиграл золото в гонке по очкам. Так еще один воспитанник Кузнецова стал олимпийским чемпионом. Как ранее Вячеслав Екимов (у него три победы на Играх), Александр Краснов, Виктор Монаков, Дмитрий Нелюбин и Владимир Осокин. Всего ученики Кузнецова выиграли 11 олимпийских медалей: шесть золотых, четыре серебряные и одну бронзовую.

Система Кузнецова могла приносить успех и в других странах, но Александр Анатольевич даже не рассматривал возможности отъезда. Именно в России он видел и до сих пор видит свою необходимость.

Не взяли ни рубля из бюджета

Сейчас Кузнецову уже 77 лет. Но он до сих пор остается действующим тренером и руководителем Центра олимпийской подготовки «Локомотив». Второй раз мы с коллегой пришли к нему в гости зимой 2015 года. Кузнецов принимал нас в своем гигантском кабинете в велотреке «Локосфинкс» на Крестовском острове. Место для интервью впечатляло. Как и сам спортивный объект, расположенный возле футбольной арены «Санкт-Петербург». «Мы не взяли ни рубля бюджетных средств. Все в кредит и не на наши деньги», — гордо рассказывал Кузнецов. Велотрек оказался семейным делом. Миллион долларов на его постройку дала Светлана Кузнецова. Ее папа, правда, тоже не пожалел денег, чтобы сделать из нее первоклассную теннисистку. Уже в 19 лет она выиграла US Open. Через пять лет пополнила коллекцию трофеев на «Ролан Гаррос». Хотя Светлана тоже могла стать велосипедисткой. Как ее мама Галина Царева, шестикратная чемпионка мира, и брат Николай Кузнецов, завоевавший серебро на Играх-1996 в Атланте.

— Я сразу сказал: «Тренировал жену, сына, а дочку не буду. Давай отдадим ее в теннис», — вспомнил Александр Кузнецов.

Спорить с ним не стали. И будущее только подтвердило правоту слов известного тренера.

У Кузнецова есть любопытная теория, что ребенок должен освоить три вещи. Естественно, научиться ходить. Потом — плавать. И наконец, сесть на велосипед и научиться на нем кататься. Все вместе дает не только полноценное развитие вашему ребенку, но и обеспечивает его безопасность. На заметку родителям. Следуя советам Кузнецова, они смогут вырастить здоровых детей, которым будет легче реализовать себя во взрослой жизни. Для себя и, конечно, для своей родной страны, где им довелось родиться.

Главная ценность — это время

Даже если случится невероятное и Кузнецов отойдет от любимого велоспорта, он уже оставит после себя не пустое место. Речь, как вы поняли, про тот самый велотрек на Крестовском острове. Стоили его долго — десять лет. Зато, когда закончили, получилось очень здорово.

— Помимо трека у нас здесь реабилитационный центр, гостиница. На одном пятаке. В мире таких центров больше нет, — с гордостью рассказывал Александр Анатольевич.

Если посмотреть на соседей велотрека, то они тоже вызывают гордость. Футбольная арена «Санкт-Петербург» — единственная в стране, где есть раздвижная крыша. Даже зимой можно смотреть футбол без куртки и шапки. Выкатное поле тоже вызывает гордость. И газон будет цел, и можно проводить масштабные концерты.

Семитысячная «СИБУР Арена» тоже является многофункциональной. По Питеру уже висят афиши, зазывающие на ставшее традиционным цирковое шоу братьев Запашных. А пока там проходит мужской теннисный турнир St Petersburg Open. Главный корт уложен на «СИБУР Арене», а второй — в Легкоатлетическом манеже по соседству. Ранее он размещался в дутике прямо на парковке. Куда ставили машины? На парковку велотрека. У Кузнецова все предусмотрено. Такой уж он дотошный человек. Больше всего на свете боится потерять время. Своих учеников приучает к тому же.

— Спортсмены должны хорошо учиться в школе. Целостно развиваться как личности. На сборы с ними всегда ездят учителя, а после школы ребята поступают в университет. Если вам нужно в день шесть тренировочных часов и четыре на учебу, на ерунду времени уже не останется. В нашем уникальном центре люди не теряют время, — рассказывал Кузнецов.

Екимов благодарен за науку

Его самый известный воспитанник Вячеслав Екимов не занимался в таком центре, но он тоже прошел через строгую систему работы Кузнецова. За первые шесть лет занятий Слава не пропустил ни одного дня тренировок. Ни по какой причине. Даже по болезни. Да, было тяжело. Но Екимов не жаловался, а потом, вероятно, был только благодарен Кузнецову за науку. Не каждый способен в 38 лет стать олимпийским чемпионом! А Екимову это удалось. Пусть и не сразу. После многолетнего разбирательства американец Тайлер Хэмилтон был дисквалифицирован за применение запрещенных препаратов, а его золотую медаль Афин-2004 в раздельной гонке передали Екимову.

Жаль, что у Михаила Игнатьева не получилось такой же славной карьеры. После золота на Играх-2004 была еще бронза в Пекине, а потом о нем стали потихоньку забывать.

— Игнатьев ушел от нас «недоношенным». Еще не был спортсменом такого уровня, чтобы самостоятельно трудиться. Не знал, как ему дальше развиваться. Ну а что сделаешь? В нашем центре дисциплина, порядок, рабочий день. Если ты свободен и при деньгах, трудно сохранить ритм и найти время для тренировок, — Кузнецов ничуть не удивился регрессу своего бывшего ученика.

Его самого никто не мог упрекнуть в потере рабочего ритма. Кузнецов никогда не берет отпуск. Ему он просто не нужен. Заслуженный тренер СССР искренне считает, что если работа нравится, то это и есть отдых. А лучшее восстановление — это получение положительных эмоций от достигнутого результата. С этим, как вы понимаете, у Кузнецова никогда не было проблем. Воспитанники его велотрека «Локосфинкс» точно будут среди кандидатов на следующую летнюю Олимпиаду в Токио. Я, кстати, поинтересовался у Кузнецова, почему он не назвал трек своим именем. Все-таки столько сил и денег было вложено. Землю под строительство давал еще мэр Петербурга Анатолий Собчак, а сохранить ее помог его преемник Владимир Яковлев. Несомненно, что сказался авторитет Кузнецова, который хорошо известен по всему миру.

— Зачем в честь меня? Это ни к чему. У нас название «Локосфинкс». Первая часть — железная дорога, вторая — нечто загадочное, сказочное, — искренне удивился Александр Анатольевич.

В этом он весь. Лишняя слава, как и отпуск, ему без надобности.


Источник

Loading