Советские фильмы часто включали спортсменов: как главных героев в лентах о спорте, например, «Вратаря», так и второстепенных персонажей в других сюжетах, например, хоккеиста с драматичной историей из фильма «Москва слезам не верит».
Высоцкий покорил зрителей не только песнями о том, чтобы «лягте на пол, три-четыре», но и ролью в остросоциальном фильме «Штрафный удар». Борис Майоров же внес свой вклад в кино, сыграв камео самого себя в картине «Тайна железной двери».
Предлагаем окунуться в мир спортивных моментов из советских фильмов, которые возможно ускользнули от вашего внимания. Здесь и яркие сцены, и забвенные истории. Идеальный повод для просмотра во время долгих карантинных выходных.
Афоня (1975)
Фильм о жизни легенды — это история пьяных похождений Афони, ставшая полна крылатых фраз, но любовь его к красивой Евгении Симоновой уходит в тень.
Неизвестно всем, что Афоня обладал талантом спортсмена?
– Не помню… Я из запаса никого не помню.
Афанасию повезло: слабость духа и безрассудство помешали ему стать достойным Алексеем Спиридоновым. Несмотря на скандалы в социальных сетях, он добился успеха в спорте.
Хотя Леонид Куравлев невысокий (174 см), Георгий Данелия вначале рассматривал кандидатуру Владимира Высоцкого на роль Афони. Возможно, именно из-за своих особенностей фигуры Афоня бросил волейбол.
Если бы у Афони было чуть больше роста, он был бы…
Нейлон 100 % (1973)
Кроме конных соревнований, здесь всё также улучшается благодаря любителям скачек.
Несмотря на свою редкость, для этой специальности все же найдутся молодые специалисты.
Три дня в Москве (1974)
Полагаете, Наталья Варлей известна лишь двумя фильмами (одним надоедливым и другим пугающим)? Взгляните на эту нежную романтическую комедию – в ней минимум юмора. Лирика, ощущение радостного утра, словно от… клипа «На заре».
Это цитата из песни «Одна снежинка», которая звучит в фильме, но вы её путаете с песней «Ты говоришь мне о любви».
Два героя, еще не поглощенные любовью друг к другу, отправляются… тот самый бассейн «Москва» и прыгают с вышки.
Прежде чем это все произошло, неуклюжий актер Садальского оказывает помощь темнокожему бегуну, прекратившему участие в забеге. Видимо, речь идет о марафоне, и не об игре на стадионе, иначе бы они там были.
Гонщики (1972)
Фильм целиком посвящён автоспорту. В список его включили из-за недостаточной известности. В сборниках «советское кино о спорте» преобладает хоккей, на первых местах чаще всего оказывается детектив «Ралли», а вот «Гонщики» не всегда попадают в подборки.
Работы Игоря Масленникова до широкой известности были незаслуженно забыты. Впоследствии он снискал признание благодаря сериалам «Шерлок Холмс» и «Зимняя вишня».
Фильм покоряет своей энергией благодаря звездному составу Леонова, Янковского и Джигарханяна. Кинематографисты мастерски передают дух ралли: динамичные кадры и ощущение скорости захватывают зрителя с первых минут. Несмотря на несколько нереалистичных моментов (например, пьющий штурман-чемпион), атмосфера соревнований, открытых просторов и острых поворотов так реалистична, что хочется отправиться в путешествие по безграничной пустыне за рулем спортивного автомобиля.
На ралли могут блистать и другие автомобили, помимо «КАМАЗа».
31 июня (1978)
Работы Леонида Квинихидзе нельзя просто так оставить без внимания — нужно либо отвергнуть, либо полюбить искренне. Это как мечта Остапа Бендера о Рио-де-Жанейро: даже у самого скептичного человека должно быть что-то прекрасное и радостное внутри.
Аранжировки песни «Ищу тебя» звучат необычно, потому что это произведение слишком тесно связано с образом принцессы Мелисенты из видеоклипа. Всякая другая интерпретация не сможет передать ее особую атмосферу. Остальным артистам лучше сосредоточиться на своих собственных композициях.
Внезапно во время съемок фильм осветил нежданный талант главного героя — художника, умевшего фехтовать. Руководство не обрадовалось этому открытию и поставило перед ним ультиматум: «Или фехтование, или рисование».
В финальном сражении с рыцарем Сэм использует навыки фехтования, которые ему помогают отчасти. Но разница между современным спортивным рапирным фехтованием и средневековой рубкой примерно такая же, как между боксом и вольной борьбой.
Если вы ещё не знакомы с оригинальной историей Джона Пристли, то настоятельно советуем вам ознакомиться с ней. В данном случае фильм и книга повествуют о разных событиях, но оба произведения достойны вашего внимания.
Работы Пристли всё ещё резонируют в наше время. К сожалению.
Несмотря на то, что Ян Егорян не совсем соответствует описанию, современная обстановка присутствует.
Покровские ворота (1982)
Казалось, в этой энциклопедии времени невозможно упустить ни одного важного момента: каждый эпизод настолько яркий и запоминающийся. Савва Игнатьич с гордостью гравировал имена чемпионов на спортивных кубках. Его новая супруга же не испытывала таких чувств.
Велюров считал Светлану Попову талантливой пловчихой, но не видя в ней потенциала «мадам баттерфляй». В сборную России по плаванию попадет Вероника Попова. И та в стиле «батерфляй» тоже не сильна, только в кроле, как и героиня фильма. Удивительно!
Любители фигурного катания и мальчишка с виртуозным исполнением мелодий на скрипке, желающий присоединиться к ребятам на футбольном поле, составляют часть его окружения. Даже несоблюдающий установленный порядок Костя успевает заниматься гимнастикой в своем кружке. Как же ему удается совместить все дела?
Самый волнующий момент наступает ближе к финалу. Дворник узнаёт у соседа результат футбольного матча (победа с разницей в 3:2) и спешит поделиться радостью с пожилыми женщинами на лавочке: «Девушки, три – два!».
Кто жил раньше интернета, знает, какая радость была в старые времена: взять утреннюю газету и увидеть… Три — два. Победа наша!
Сумка инкассатора (1977)
В этом фильме, который называется «Сумка», Георгий Бурков исполняет главную роль, как и в другой популярной кинокартине «Профессия — следователь». Но если сравнивать эти две работы, то «Сумка» – это более сдержанный и интимный фильм. Вместе с тем, сюжет здесь не менее насыщенный событиями.
Удивительно, что погибший инкассатор увлекался теннисом. Для советской эпохи 1970-х годов это занятие было необычным. Расследователь был поражен таким выбором хобби. «Кажется, ему не важно было, каким видом спорта заниматься,» — заключил он.
Это расследованию помог как ориентир.
Благодаря напору Буркова сцена развивалась, и зрители увидели Наталью Фатееву в кадре на корте в теннисном платье – потрясающе красиво!