Московско-петербургский чемпионат мира оставил неоднозначное
впечатление не только с точки зрения итогового результата российской
сборной. Антураж, атмосфера вокруг турнира, его закулисье также
заслуживают двоякой оценки. Во всяком случае, так показалось
корреспонденту «Спорта День за Днем», безвылазно проведшему все две
с гаком недели, что длился мундиаль, в самой его гуще.
Спонсор гарантирует 70 процентов от хоккейного зрелища
Сразу следует отметить, что главное на любом турнире — зрители, ради
которых, собственно, и затеваются все чемпионаты и прочие глобальные
спортивные форумы. Вроде бы организаторы нынешнего мирового первенства
сделали максимум возможного для любителей хоккея: построили новый (в
столице) и серьезно отреставрировали имеющийся (в Петербурге) ледовые
дворцы, оборудовали фан-зоны со всевозможными конкурсами, призами и даже
доступным пивом в обоих городах, снизили цены на билеты на ряд матчей
чемпионата до копеечных.
Однако еще до старта турнира было понятно, что российский мундиаль
по посещаемости вряд ли сможет конкурировать со своими
собратьями-предшественниками, по крайней мере, за последнее десятилетие.
И дело не только в том, что статистику серьезно портил «Юбилейный»
с его скромными семью тысячами зрителей. В Москве аншлаги собирали
только матчи российской сборной, ну разве что еще финал. На остальных
встречах количество занятых мест на трибунах арены в Парке Легенд
отображалось в итоговых протоколах четырехзначным числом, причем чаще
всего — в диапазоне от пяти до семи тысяч.
Стоит ли удивляться, что суммарная посещаемость нашего чемпионата
мира составила чуть более 450 тысяч человек и встала вровень
с аналогичным показателем предыдущего проходившего в России турнира —
в 2007 году. Согласитесь, вряд ли этот факт может служить поводом
для гордости организаторов мундиаля.
Еще до старта турнира на страницах нашей газеты с сожалением
отмечалось, что некоторые места на трибунах «Юбилейного» не дают
зрителям полной картины происходящего на площадке, сужая угол зрения
до 70 процентов. Досадно, но ладно: что возьмешь со старенького
питерского дворца с его конструкционными особенностями? Но оказалось,
что на суперсовременной арене в столичном Парке Легенд тоже могут
оказаться отдельные сектора, откуда вся площадка взором
не «простреливается»! Если вы обратили внимание, в двух углах арены
на каждом чемпионате мира на специальных подиумах стоят новенькие
экземпляры продукции, выпускаемой известным автоконцерном — давним
спонсором Международной федерации хоккея. Они-то и закрывали своими
мощными стальными корпусами некоторую часть хоккейного действа. На сайте
партнера Федерации хоккея России, занимавшегося распространением
билетов на матчи турнира, даже делалось специальное предупреждение
для зрителей: пропуска на такие-то сектора продаются со скидкой ввиду
ограниченного обзора.
«Кусающийся» поп-корн и швейцарская капелла
Впрочем, цены на билеты хоккейного чемпионата мира — это отдельная
песня. Здесь, пожалуй, уместна слегка переиначенная поговорка: что финну
хорошо, то русскому — смерть. Действительно, если для благополучных
шведов, норвежцев, швейцарцев, финнов посещение матча своей любимой
команды за сотню-другую евро (а на предварительном этапе — и того
дешевле) с сопутствующими тратами на «энергетическую подпитку» выглядели
сущими копейками (точнее, евроцентами), то средний россиянин мог себе
плешь в затылке прочесать, решая дилемму, выложить ли
четыре-шесть-восемь и так далее (потолок не ограничен) тысяч целковых за
билет на хоккей или все-таки не лишать себя и своих близких
значительной части семейного бюджета.
Можно было, конечно, принять соломоново решение — посмотреть хоккей
в фан-зоне, не тратясь на «кусающиеся» билеты. Но и здесь не все было
так гладко, как рисовалось на бумаге. Во-первых, для прохода
на территорию фан-зоны (как, кстати, и вообще на прилегающую к «ВТБ
Ледовому дворцу» территорию) следовало отстоять длиннющую очередь
к рамкам-металлоискателям. Что поделаешь — безопасность прежде всего.
Но дальше начиналось самое интересное. На подступах к бесплатному хоккею
на большом экране вас могли лишить даже некоторых очень важных вещей —
скажем, зонтика, хотя под конец турнира в Москве все чаще моросил
дождик. А уж о том, чтобы пронести в фан-зону заранее купленные продукты
или напитки, не могло быть и речи. Одного моего знакомого, например,
заставили избавиться от купленного ребенку поп-корна — и тут же
в торговой палатке предлагалось то же самое лакомство, но… втрое дороже.
О продававшейся здесь же сувенирной продукции по умопомрачительным
ценам даже упоминать не хочется.
Впрочем, болельщики (особенно приехавшие из-за рубежа) — народ
позитивный. Если венгерские фанаты, безумствовавшие — в рамках приличий —
в Петербурге, впечатлили даже по телевизионной «картинке», то в
московской части турнира автор этих строк отдает безоговорочное
первенство швейцарским фанатам. Они по ходу турнира выделялись не только
оригинальными костюмами, но и идеальным хоровым пением, которому могла
бы позавидовать любая филармоническая капелла. Искренне жаль, что
сборная Патрика Фишера играла хуже (особенно на старте чемпионата), чем
выводили свои рулады «крестоносцы» на трибунах. В плей-офф без их
слаженного «оле-оле» было скучновато.
Чехи — без «Фантомаса». Наш — разбушевался
На протяжении всего турнира ваш покорный слуга высматривал
на трибунах «ВТБ Ледового дворца» знаменитого чешского «Фантомаса»,
неизменно присутствовавшего на всех подобных турнирах, наверное,
последнего десятилетия. Увы, экстравагантного болельщика обнаружить
не удалось. Не потому ли не добрались до медального раунда подопечные
Владимира Вуйтека?
Кстати, для самого пана Владимира этот чемпионат, по ходу которого он
справил свое 69-летие, стал последним турниром в тренерской карьере.
Все пресс-конференции наставник чешской сборной проводил на русском
языке, которым отлично владеет. Улыбка и доброжелательность не сходили
с лица Вуйтека даже после поражения в четвертьфинале от американцев,
когда он в очередной раз подтвердил, что уходит на пенсию.
Особенно контрастно на этом фоне выглядели отдельные фразы Олега
Знарока после матчей российской сборной. Например, в адрес бывшего
пресс-атташе нашей национальной команды Игоря Ларина, сотрудничающего
ныне с казахстанской хоккейной федерацией, понеслась такая эскапада:
«Зря я тебя не задушил в зародыше». Еще более скользким получился эпизод
после полуфинального поединка, в котором финны взяли верх над хозяевами
чемпионата. Безусловно, представитель украинского информационного
агентства явно злорадствовал, обращаясь к нынешнему пресс-атташе сборной
России Марату Сафину не с вопросом даже, а с констатацией факта: мол,
«Красная машина» оказалась продуктом одноразового использования,
а «новая сборка — до первой разборки».
Сафин дипломатично заметил, что это пресс-конференция с участием
тренеров команд, а на вопрос он даст ответ позже, в личной беседе.
Однако Знарок и здесь вставил свои пять копеек. Покидая зал, он что-то
бросил украинскому корреспонденту. В ответ прозвучало:
— Как же так, вы играли в Латвии, гражданство у вас — немецкое, а меня на Майдан посылаете?
Интересно, сколько еще столетий российский болельщик будет
с упорством долбящего ствол дятла напоминать шведам Полтаву, французам —
Бородино, а немцам — Сталинград? После описанного выше эпизода
с участием наставника российской сборной вопрос, думается, риторический.
Но не будем заканчивать эти заметки на грустной ноте. Все-таки
здорово, что на две с хвостиком недели Москва и Петербург стали
хоккейными центрами планеты. При всех недостатках и недоделках это был
настоящий праздник большого хоккея. И Россия, даже не добравшись
до чемпионского титула, все-таки не была на этом празднике чужой.